РИГА, 29 мар — Sputnik. Латвия "не очень довольна" проектом строительства газопровода "Северный поток — 2", заявил премьер-министр страны Марис Кучинскис в эфире передачи "Действующие лица" Латвийского радио 4.
По словам Кучинскиса, Латвия согласна с тем, что "Северный поток — 2" влияет на энергетическую безопасность некоторых стран Европы, в том числе Польши и Украины, и не может безразлично смотреть на то, что происходит.
Комментируя сотрудничество немецких компаний с российским "Газпромом" по проектированию и строительству газопровода, Кучинскис отметил, что Латвия все же остается солидарна с ЕС, который пытается сообща распространить на планируемый газопровод правила Третьего энергопакета. Также он отметил, что отношение к этому проекту неоднозначно даже внутри Германии, которая выдала все разрешения на строительство газопровода на своей территории, — там есть разные политики.
Накануне Литва, Латвия и Польша присоединились к Украине и Молдавии и подписали обращение к главам парламентов стран Евросоюза, касающееся проекта "Северный поток — 2". В письме говорится, что проект является "политическим инструментом", направленным на то, чтобы сделать Европу зависимой от российского газа.
В России неоднократно заявляли, что "Северный поток — 2" является чисто экономическим проектом и тезис об "ущербе энергобезопасности" Европы не выдерживает критики — напротив, диверсификация маршрутов транспортировки газа позволит уменьшить транзитные риски и повысит надежность газоснабжения его потребителей. При этом маршрут "Северного потока — 2" до Германии почти на две тысячи километров короче, чем через Украину, что снижает стоимость его доставки.
Договариваться все равно придется
Еврокомиссия пытается распространить на будущий газопровод "Северный поток — 2" правила Третьего энергопакета, предложив внести поправки к Газовой директиве ЕС. В настоящее время на "Северный поток — 2" не распространяются все правила внутреннего рынка Евросоюза, Третьего энергопакета, так как трубопровод не будет проходить по наземной части ЕС, а пойдет по дну моря.
ЕК выражает желание достичь соглашения с РФ касательно ряда ключевых принципов, которые она хотела бы распространить на работу этого газопровода. Среди этих принципов — прозрачность функционирования газопровода, недискриминационное установление тарифов на прокачку газа, доступ третьих сторон к возможности прокачивать голубое топливо, а также разделение деятельности по продаже и транспортировке газа.
Комитет Европарламента по промышленности, энергетике и исследованиям на заседании 21 марта поддержал внесение поправок в Газовую директиву ЕС. Однако до вступления в силу эти поправки должны быть согласованы Советом ЕС и Европарламентом.
Спустя неделю после голосования Юридическая служба совета ЕС представала вторую часть отзыва на предлагаемые Еврокомиссией поправки к Газовой директиве, которые могут затронуть "Северный поток-2".
В частности, в документе говорится, что при принятии предложенных ЕК поправок могут возникнуть случаи так называемой правовой коллизии. Может оказаться так, что на разных концах газопровода применяются разные законодательные нормы. В этом случае будет необходимо заключение межправительственного соглашения по регулированию подобного трубопровода.
Исходя из текста документа, право на возможное заключение подобных межправсоглашений по работе газопроводов, которые проходят по территории нескольких юрисдикций, к примеру, как "Северный поток" (по юрисдикции ЕС и РФ), перейдет с национального уровня на уровень Евросоюза.
"У стран-членов ЕС не будет возможности вступать в межправительственные обязательства, которые способны повлиять на общие правила Союза по разукрупнению, доступу третьих сторон, регулированию тарифов и прозрачности. Они будут обязаны принять необходимые меры по прекращению подобных существующих соглашений с третьими странами по работе трубопроводов после истечения срока на право исключения", — говорится в документе. В этом случае, компетенция по перезаключению договора будет принадлежать Евросоюзу, следует из документа.
В начале марта была опубликована первая часть анализа юридической службы Совета ЕС предложений ЕК. Согласно документу, служба считает, что ЕС "не обладает юрисдикцией по применению энергетического законодательства в отношении разукрупнения, прозрачности, доступа третьих сторон и регулирования тарифов, не связанных с экономической эксплуатацией в рамках исключительной экономической зоны (ИЭЗ), к трубопроводам, пересекающим ИЭЗ государств-членов". Таким образом, применение газовой директивы в ИЭЗ противоречило бы существующим законодательным нормам Евросоюза.