РИГА, 25 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. В зале "Кипсала" прошла традиционная весенняя выставка кошек, где представили множество разных пород из многих стран. Были и британские породы, и азиатские, и персидские, и великаны мейн-куны.
Но в отличие от многих выставок, здесь еще оценивали в разных номинациях беспородных кошек.
Теперь в кошачьем мире мода и тенденция: даже самые богатые питомники принципиально заводят совершенно беспородных животных, и те иногда стоят довольно дорого. Другая тенденция – стремление к естественным и натуральным окрасам. Конечно, кошек красного, розового, голубого или иссиня-черного отливов все так же высоко ценят. Но, все-таки, чаще заводчики выбирают кошек разных оттенков серого.
Так, заводчик Ромуальдас из литовского питомник Dalro Tabbi был в центре внимания и подтвердил в разговоре со Sputnik, что коты, в окрасе которых присутствует серый, – это хит сезона.
"Я несколько лет развожу британских кошек окраса "серебряная мраморная" (международный код 2264), у которых глаза должны быть зеленые или оранжевые, а остальное – не годится. Породу еще называют "котики вискас". Просто известная фирма кошачьего корма Whiskas долгие годы использовала в качестве моделей животных британской породы и такого окраса", — рассказывает Ромуальдас.
Из Египта до Америки — с остановкой в Латвии
Набирают популярность и аборигенные породы. Одна из таких пока крайне редкая в Латвии: египетский мау. Кошек этой породы в нашей стране лишь три, да и стоят они более чем прилично. Разводят эту породу в питомнике Silver Irbis. Руководит им Анастасия, которая на выставке показала всем серебристую с яркими черными пятнами красотку Тифани, смотревшую на всех с истинным благородством, поскольку цену себе точно знала. Тифани попала в Латвию из Норвегии, а предки ее, действительно, появились в Египте.
Анастасия рассказала, что возраст этой породы более 3 000 лет. Правда, судьба у нее была непростая, и несколько раз она чуть не пропала, например, в середине прошлого века. Ее возрождением занялась в 1950-е русская княгиня Наталия Трубецкая, жившая тогда в Италии. Княгиня записала эту породу в регистр итальянской ассоциации и показала кошек на выставке в 1953-м. Потом Трубецкая переселилась в США и взяла с собой египетских мау. Так порода перелетела из Европы в Америку – и уже оттуда начала снова завоевывать мир, где эти кошки ранее чуть не пропали вовсе.
"Мы об этой породе узнали из одной телепередачи, где рассказывали о самых редких представителях мира кошачьих. Мы с мужем в эту породу влюбились и решили найти ее представителей. Ранее мы занимались разведением персов, но, увы, коты ушли из этого мира, и мы решили переключиться на другую породу", — сказала Анастасия.
Египетские мау — коты-компаньоны, любят приносить игрушки и гулять по улице (прекрасно ходят на шлейке). Представители древней породы очень активны, поэтому египетскому мау лучше жить не в квартире, а в доме: чтобы было где бегать и резвиться, причем не только пока молодой, но всю жизнь. К слову, мау — чемпион среди кошек по скорости бега: до 58 километров в час. И в доме должно быть тепло, поскольку животное плохо реагирует на низкие температуры. Но если вы готовы обеспечить благородному мау такие условия, то – вперед, заводите удивительное создание.
Кошки популяризируют Курильские острова
Другая редкая и дорогая порода — курильский бобтейл. В Латвии кошек этой породы тоже мало, как, впрочем, и во всей Прибалтике. На выставке курильских бобтейлов показывала заводчица Иори из Литвы.
"Вот этого красавца зовут Аквамарин. И его мне действительно доставили прямиком с Курильских островов. Не думаю, конечно, что он там в лесах на дичь охотился. Он родился в доме – в тепле и уюте. А теперь живет в Литве. Когда он гуляет по подоконнику, кошки, замечающего его с улицы, падают в обморок", – говорит Иори.
Курильские бобтейлы, как и египетский мао, — порода древняя и на все сто процентов аборигенная.
Родиной породы считаются острова Кунашир и Итуруп, оттуда в конце прошлого века котов завезли на материк.
Когда заводчики увидели курильских бобтейлов с самыми короткими в мире хвостами, очень удивились такой природной аномалии и начали приумножать их число.
Кстати, по одной из версий, презентация породы в СССР состоялась в Риге. В советские годы фелинология была почти под запретом (считалась делом буржуазным), и первая официальная кошачья выставка прошла в нашем городе в 1986 году.
И в Латвии традиционно за "новинками" в мире кошачьих следили пристально, особенно, когда должны появиться уникальные породы.
Тигр им не конкурент
Эксперт-фелинолог Ян Лаврентьев рассказал, что теперь хит сезона – это вовсе не крошечные домашние "плюшевые котики", а настоящие хищники.
Сейчас в мире стабилизируют породу тойгер, которая пока не признана многими международными фелинологическими организациями. Коты этой породы по окрасу, форме головы и вообще строению тела — точь-в-точь тигры, но только миниатюрные. Эту породу начали выводить в Лос-Анджелесе.
Другая новая порода – саванна и ее ближайший родственник ашера. В Латвии котов этой породы пока нет, зато их активно разводят в России, а стоят они примерно 25-40 тысяч евро. Саванна – помесь домашней кошки и африканского сервала. Саванна сейчас — самая крупная из домашних кошек: рост – более 60 сантиметров, а вес под 15 кило. Используя генетическую основу саванны начали создавать другую породу – ашера. Это помесь африканского сервала, азиатской бенгальской кошки и обычной домашней.
В центре внимания фелинологов и другая новая порода – каракет: гибрид хищника каракала и домашней кошки. По одной из версий, эта порода появилась в 1990-х в Московском зоопарке: в клетку к каракалу забежала обычная уличная кошка.
Словом, кошачий мир поистине удивительный.