Пастырь, который не стесняется: кто заменял представителей власти на марше СС в Риге

© Sputnik / Евгений ЛешковскийГунтис Калме - лютеранский священник
Гунтис Калме - лютеранский священник - Sputnik Латвия
Подписаться
Как представители "Согласия" изобличали советские преступления на банкете у "Соколов Даугавы" и почему вместо министра обороны Латвии на марши Waffen SS в Риге ходит священнослужитель

РИГА, 21 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. В Латвийском военном музее состоялась торжественная лекция на тему "Война национальных партизан — продолжение борьбы легионеров".

Примечательно, что лекцию читал лютеранский священник, главный капеллан Генерального штаба земессаргов Гунтис Калме, который то и дело обогащал выступление цитатами из "Майн Кампф" — книги, переведенной в 1936 году на латышский язык националистической организацией Pērkunkrusts ("Громовой крест"), которую даже немцы сторонились.

© Sputnik / Евгений ЛешковскийЛекция про "подвиги" лесных братьев
Лекция про подвиги лесных братьев - Sputnik Латвия
Лекция про "подвиги" лесных братьев

Пастырь, который не стесняется

Калме — тот самый пастырь, который каждое 16 марта проводит богослужения для легионеров перед шествием через Старую Ригу. Ранее эти богослужения проходили в Домском соборе, теперь — в церкви Иоанна. Калме всегда идет в первых рядах, с молчаливого одобрения министерства обороны и командования Национальных вооруженных сил (НВС) Латвии, ведь священник официально приписан к Земессардзе.

Министр обороны и командир НВС сами шествовать как бы стесняются, но при этом в государственном издании армии Tēvijas sargs ("Защитник Отечества") к 16 марта обязательно выходят публикации о подвигах латышских легионеров Waffen SS и "лесных братьев".

Кадр из фильма Лесные братья. Сражение за Балтию,  снятый документалистами НАТО - Sputnik Латвия
В Латвии повысят пособия "лесным братьям"
Tēvijas sargs является наследником другого издания — Tēvija, чего в министерстве обороны никогда не скрывали. А последнее выходило во время нацистской оккупации и даже до нее. Выпускала Tēvija организация Pērkonkrusts — не просто латышская националистическая, но и откровенно антисемитская с нацистской идеологией без прикрас.

В начале 1930-х годов появилось Объединение латышского народа "Огненный крест" (Ugunskrusts), который позже переименовали в "Громовой крест". И в кратчайшие сроки ряды этой организации пополнили порядка 5 тысяч человек, которые занимались там нацистской пропагандой и даже перевели на латышский "Майн Кампф". А в Tēvija рассказывалось о необходимости борьбы с евреями и русскими коммунистами.

Эхо войны не утихло

Как ни странно, в нынешнем аналоге издания Tēvija, в Tēvijas sargs, регулярно печатаются такие авторы, как, например, исследователь Музея оккупации Улдис Нейбургс, который пишет хвалебно-патриотические статьи о легионерах и "лесных братьях". Это тот самый "герой", который отвечал за обновление экспозиции на месте Саласпилсского лагеря, где теперь в экспозиции прямо указывается, что преступления нацистов — мелочи по сравнению с ужасом, который творила советская власть.

А восстановленная в 1990-х годах организация Pērkunkrusts, куда вошли Юрис Речс, Вилис Лининьш и Игорь Шишкин, прославилась таким "подвигом", как попытка взорвать памятник Освободителям в Задвинье.

Игорь Шишкин после того, как отбыл заключение, теперь всегда участвует в шествиях 16 марта рядом с капелланом Калме. За ним идут и представители "Центра Густава Целминьша" — организации, названной по имени основателя Ugunskrusts и Pērkunkrusts 1930-х. Цель ее — "пропаганда идеалов Целминьша", а главный лозунг: "Латвия – латышам!".

"Центр Густава Целминьша" достаточно плотно сотрудничает с Национальным объединением, у которого на первом этаже Латвийского военного музея неформальный офис — "для массовых мероприятий", а юридический адрес организации — улица Торня, 4 – 1b, как раз напротив этого офиса.

Приятный вечер в пятницу

На лекции Калме хватало представителей Национального объединения. Например, в первом ряду сидел экс-министр охраны среды Эйнарс Цилинскис. Надо отдать должное чувству патриотизма собравшихся, которое граничило с мазохизмом, ведь лекция Калме проходила в пятницу в семь часов вечера.

Какой нормальный человек будет отдавать вечер пятницы под столь "интересное" мероприятие? Ладно еще, это мне по работе надо было, но рядом сидели и стар, и млад. Были даже парни с девушками, которые слушали лекцию Калме, нежно обнявшись и влюбленно держа друг друга за руки. Понятно, если бы они 16 марта пошли вечером в кино, например, на последнюю часть трилогии "Пятьдесят оттенков серого", но вот пойти на лекцию, посвященную "лесным братьям", — это как минимум странно. Тут уже нужно действительно мощное чувство патриотизма.

© Sputnik / Евгений ЛешковскийПара в форме айзсаргов внимательно слушала лекцию про "подвиги" лесных братьев
Пара в форме айзсаргов внимательно слушала лекцию про подвиги лесных братьев - Sputnik Латвия
Пара в форме айзсаргов внимательно слушала лекцию про "подвиги" лесных братьев

А Калме рассказывал, как "лесные братья" сопротивлялись коммунистическому режиму после разгрома советскими войсками нацистов в Латвии. Многие латышские легионеры Waffen SS, зная, что их ожидает, скрывались в лесах. К ним примыкали нарушители советских законов, расхитители коммунистической собственности в колхозах, были среди них и самые обычные рядовые бандиты, бежавшие в леса из больших городов, где после войны с ними боролись жестко.

Правда, о которой лучше не вспоминать

"Но не стоит думать, будто национальные партизаны — это было какое-то хаотичное и неорганизованное движение в лесах Латвии. Нет! Обучали их в том числе те, кто ранее преподавал в школах подготовки немецкой армии, например, в подразделениях в Курземе. Поэтому национальные партизаны были хорошо организованными и обученными солдатами, сопротивлявшимся коммунистическому режиму", — рассказывал Калме.

Он признал, что часто эти солдаты действовали сурово, но только по отношению к таким людям, как, например, председатели колхозов, латыши, которые перешли на сторону коммунистов-оккупантов.

"Операции, которые слаженно проводили партизаны в разных частях Латвии, были продуманными и направленными на то, чтобы причинить максимальный урон коммунистам: взрывали почтовые отделения и железнодорожные станции, нападали на отделения милиции. И все это продолжалось вплоть до 1957 года, пока военные и милиция, при содействии чекистов, не уничтожили последних партизан в Виляки", — пояснял пастырь.

Из зала Калме забрасывали бытовыми вопросами о том, как "лесные братья" жили в землянках и шалашах целых двенадцать лет после войны, как они прятались от холода, как столько лет смогли не попасться в руки коммунистов, что они ели, были ли среди них женщины.

Дружба козла Тимура и тигра Амура в Приморском сафари-парке - Sputnik Латвия
Небывалое бывает: Нацблок и "Согласие" мирно сотрудничают в Огре
Калме подробно обо всем рассказывал. Он превосходно знал эту тему. И про то, как умудрялись "братья" выживать столь лет в лесах, и как они обменивались информацией даже между Латгалией и Курземе, как добывали пищу, где охотились, как совершали набеги на продуктовые магазины. На любой вопрос сразу был готов ответ — хоть цитата из "Майн Кампф", хоть строчки из песни "лесных братьев", которые Калме знал наизусть.

Но почему-то священник не рассказывал, как, например, "лесные братья", совершая набеги на поселки, насиловали женщин, как убивали учителей, как издевались над милиционерами, как четвертовали руководителей колхозов, как грабили буквально все, что попадалось под "патриотичную руку". Это, конечно, была лишняя информация.

Предатели испугались

Да, заранее было заявлено, что в мероприятии должны участвовать те, кто ранее 2 марта возлагал цветы в Вилякской волости на болоте Стомпаку, где особенно долго, а если конкретно, то до середины 1950-х годов орудовали банды "лесных братьев".

Цветы там возлагали в том числе представители "Согласия", в частности Нормундс Айзспурс. Партия ему оплатила дорогу от Риги. А на торжественном банкете в Виляки с руководством организации Daugavas vanagi ("Соколы Даугавы" — те, что устраивают шествия легионеров) выступал другой представитель "Согласия", Леонид Цветков, и изобличал преступления советской власти.

Гости из "Согласия" вроде как должны были выступить на вечере в Латвийском военном музее, но почему-то не пришли. Не исключено, что попросту побоялись после того, как в СМИ прошла информация об участии партии в возложении цветов на болоте Стомпаку.

Интересно, что как раз в этот день, 16 марта, но только утром, руководство "Согласия" в Рижской думе запретило антифашистам устраивать митинг. Случайно ли все это? Ответ, к сожалению, очевиден.

Лента новостей
0