РИГА, 1 мар — Sputnik. Вдохновленные китайской инициативой "Один пояс, один путь" Финляндия и Норвегия собираются создать "Арктический коридор" — самую короткую дорогу между Европой и Азией, пишет EUObserver.
Грузовые суда из Азии будут разгружаться в Киркенесе или другом порту северной Норвегии на берегах Северного Ледовитого океана, сэкономив несколько тысяч морских миль пути по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.
В этом плане не хватает двух ключевых компонентов — 500 км железной дороги от Норвегии до Финляндии и тоннеля от Финляндии до Эстонии, однако надежда на финансирование из Китая придала проекту новое ускорение.
Финляндия уже считает себя воздушными воротами Европы в Азию и Китай. Аэропорт Хельсинки ближе к Китаю, чем любой другой в ЕС, оттуда можно долететь до Пекина всего за 7 с половиной часов. Количество пассажиров на направлении Финляндия — Китай выросло на 16% с 2016 года.
У Финляндии уже достаточно близкие отношения с Китаем. В 2017 году лидер Китая Си Цзиньпин сделал остановку в Финляндии по пути во Флориду, где встречался с президентом США Дональдом Трампом, а в зоопарке Хельсинки недавно появились две панды в рамках китайской "дипломатии панд".
На севере Финляндии китайские инвестиции помогли построить крупные заводы по производству биотоплива и экологичной бумажной массы, а также развить туризм.
Самый длинный тоннель в мире
Две недели назад правительства Финляндии и Эстонии опубликовали экономическое обоснование проекта самого длинного в мире тоннеля под Финским заливом, который соединит Хельсинки и Таллин.
Ширина Финского залива — 80 км, ежедневно около 20 тысяч человек пересекают его на пароме. Порт Хельсинки — самый загруженный пассажирский порт в мире, так что правительство и местные бизнесмены поддерживают идею тоннеля, несмотря на его пугающую ориентировочную стоимость в 1,5 млрд евро.
"Я ожидаю, что китайские инвесторы покроют две трети стоимости проекта, а пенсионные фонды Северной Европы — оставшуюся часть", — сказал он EUobserver.
Он ожидает, что связанные с тоннелем возможности, включая создание искусственного острова в Финском заливе, привлекут инвесторов, заинтересованных в недвижимости. Помощи от ЕС он при этом не ожидает — европейцы "раскачиваются" слишком долго, а Вестербака надеется открыть тоннель уже 24 декабря 2024 года.
По его словам, с китайской стороны инвестировать будут компании, уже финансирующие инициативу "Один пояс, один путь", в рамках которой в Казахстане уже строится инфраструктура стоимостью в 50 млрд долларов США.
Представитель министерства транспорта Финляндии Ристо Мурто подтвердил, что правительства Финляндии и Эстонии изучают возможность участия в проекте Вестербаки.
Из всей предложенной инфраструктуры наименее вероятно продолжение существующих железнодорожных путей до Северного Ледовитого океана. Мурто сообщил, что строительство этой ветки начнется не ранее 2030 года и будет зависеть в том числе от роста международной торговли на Северном морском пути из Европы в Азию вдоль северного побережья России.