РИГА, 1 мар — Sputnik. "Языковая полиция" вынудила владельца кафе в Старой Риге Джеймса Вандерслайса уволить самого себя, сообщает press.lv. Оказалось, он не владеет языком на уровне, достаточном для обслуживания клиентов за стойкой.
Вандерслайс живет в Латвии уже пять лет, его родной язык — английский. В конце прошлого года он приобрел у друга заведение Wexcafe в центре Риги и сам начал обслуживать посетителей, большая часть из которых, кстати, также неместные.
Хотя бы не мешайте
В середине января в кафе заявилась языковая инспекция после полученной жалобы. Специалисты Центра госязыка несколько часов наблюдали за происходящим в заведении, разговаривали с владельцем и работниками заведения.
По итогам проверки они составили акт о нарушении требований закона о государственном языке. Среди недочетов значилось меню только на английском языке и не переведенные на латышский названия представленных сортов чая.
Спустя чуть больше месяца инспекторы пришли повторно и установили, что меню не переведено на госязык полно и точно. На этот раз Вандерслайса пригласили на беседу в ЦГЯ.
Выяснилось, что иностранец не владеет латышским на уровне B1, необходимом для официанта. Такая категория знания языка подразумевает, что человек умеет вести простые диалоги на бытовые и профессиональные темы, формулировать свое мнение, читать и понимать простые тексты, составлять типовые документы.
Чтобы избежать штрафа, Джеймс Вандерслайс вынужден был освободить себя от обязанностей, связанных с обслуживанием клиентов.
"Мне пришлось себя уволить, так как нет смысла платить себе зарплату, если я даже не могу разговаривать с клиентами. Сейчас я просто делаю то, что могу делать как владелец", — рассказал предприниматель.
Больше всего Вандерслайса огорчает, что теперь ему запрещено находиться в зоне за кассой. Он хотел на своем примере научить сотрудников работать по-западному, но теперь это невозможно.
До этого и другие службы приходили в кафе с проверкой, но только с ЦГЯ не удалось достичь компромисса.
Предприниматель понимает, что причина таких требований — это история, что они вызваны событиями прошлого. Он не требует к себе особого отношения из-за того, что говорит по-английски, а не по-русски.
"Но если владелец кафе пытается говорить и тренируется, разговаривая с клиентами, то такое ощущение, что своими действиями они просто тормозят этот процесс", — подчеркнул Вандерслайс.
Буква, а не дух закона
Представитель ЦГЯ Виестурс Разумовскис признает, что языковые правила все чаще доставляют неприятности иностранцам, хотя и были созданы, чтобы "бороться с советским наследием". По его словам, цель Центра госязыка — не раздавать штрафы, а добиваться, чтобы правила использования латышского языка соблюдались.
Разумовскис отметил, что центр ищет варианты решения проблемы с иностранными предпринимателями, но деталей не раскрыл.
В данном случае, по словам Разумовскиса, если бы инспекторы констатировали, что уровень знаний латышского близок к необходимому, владельцу кафе дали бы четыре месяца, чтобы подтянуть знания до нужного уровня.
Джеймс Вандерслайс считает, что мог бы сдать языковой экзамен уже через полгода, если бы продолжал и дальше ежедневно практиковаться в разговорах с посетителями.
"Клиентам нравилось, как я старался говорить по-латышски, люди улыбались, видя, что я стараюсь", — отмечает владелец кафе.
Теперь процесс освоения языка пойдет медленнее, хотя предприниматель продолжит заниматься с учительницей, которая приходит в кафе несколько раз в неделю и заодно помогает другим работникам осваивать английский.
Вандерслайс считает, что Центр госязыка слепо следует букве закона, вместо того чтобы отстаивать идею, лежащую в его основе.
"Я считаю, что они должны помнить, какая идея за этим скрывалась — идея вдохновить людей говорить по-латышски, а не просто исключить меня из-за того, что я плохо владею государственным языком. Как же я тогда научусь?" — вопрошает владелец кафе.
По его мнению, ЦГЯ только отпугивает иностранных инвесторов. Вандерслайс слышал о том, что начать бизнес в странах Балтии сложно, но теперь испытал это на себе.
"Все мои друзья смеются, когда я рассказываю, что произошло", — подчеркивает предприниматель.
Мэр Риги Нил Ушаков также прокомментировал сложившуюся ситуацию.
"Работа над историей успеха в государстве продолжается", — написал градоначальник в Facebook.
Это не первый случай, когда иностранные владельцы кафе попадают в немилость к ЦГЯ. Летом прошлого года итальянец Дарио Бони, хозяин кафе-мороженого Gelato Italia, получил штраф 100 евро за то, что не говорит по-латышски.
"Я создал SIA. Я открыл банковский счет. Я создал свой первый магазин мороженого с нуля, работая только с латвийскими профессионалами. Я плачу налоги. Мои работники получают хорошую зарплату. Теперь, нет, я не хочу критиковать абсурдность этого закона, но почему кто-нибудь не предупредил меня об этом, когда я начинал?" — спрашивал предприниматель.
Так как он отдавал все свое время кафе, у него не было времени посещать языковые курсы. Когда ему выписали штраф, Дарио Бони был шокирован.
"Я вложил свои деньги в эту страну, и теперь меня обвиняют, как преступника. Это таким образом тут доброжелательны к иностранным инвесторам?" — написал предприниматель.