РИГА, 27 фев — Sputnik. Президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер не боится сойти с проторенной дорожки и огорошить окружающих каким-нибудь внезапным заявлением. Лучшие (или худшие) примеры его высказываний собрал сайт Politico.
Думы об Италии
На прошлой неделе Юнкер объявил, что в преддверии итальянских выборов, которые состоятся 4 марта, надо заранее готовиться к худшему, а также предупредил о возможных колебаниях на финансовом рынке, если, как показывают данные опросов, после выборов не удастся сформировать правительство.
Слова Юнкера были услышаны на финансовых рынках: разница между доходностью 10-летних облигаций Италии и Германии, показатель стоимости заимствований Италии и уверенности рынка в итальянской экономике, выросла до 138 пунктов с 134 в начале дня.
На следующий день Юнкер заявил, что, хотя его "совершенно не поняли", его слова, тем не менее, "могли ввести в заблуждение".
Слово на букву "М"
Одно из самых простых, хотя и абсурдных правил, которые должен соблюдать лидер ЕС, — не называть Македонию Македонией. Пока Греция и ее северная соседка не достигнут соглашения, официальное название страны — бывшая югославская Республика Македония. Угадайте, кто об этом забыл, да еще стоя рядом с македонским премьер-министром Зораном Заевым?
Жена или Меркель?
Во время пресс-конференции с премьер-министром Словакии Робертом Фицо и еврокомиссаром из Словакии Марошем Шефчовичем в июле прошлого года Юнкер совершил двойной промах.
У него зазвонил телефон, он решил, что это звонит жена и сбросил звонок. Правда, он тут же понял, что звонила ему не супруга, а канцлер Германии Ангела Меркель.
"Вы просто посмешище"
Честно говоря, Европарламент не так редко называют "посмешищем", но слышать это от главы Еврокомиссии, выступающего перед евродепутатами, довольно непривычно.
"Я приветствую тех, кто дал себе труд прийти", — заявил разъяренный Юнкер почти пустому залу заседаний в Страсбурге, после чего назвал Европарламент "посмешищем". Последовала перебранка на нескольких языках с президентом Европарламента Антонио Таяни, который безуспешно пытался уговорить Юнкера проявить уважение к депутатам.
Слишком много премьер-министров
В следующем промахе Юнкера опять-таки сложно упрекнуть, так как большинство жителей Румынии тоже с трудом могут уследить за тем, кто сейчас является премьер-министром страны.
"Это пятый румынский премьер-министр, которого я имею удовольствие принимать с начала своего мандата. Я бы предпочел, чтобы на этом все прекратилось и она осталась подольше, потому что я начинаю сбиваться со счета".
С тех пор, как Социал-демократическая партия Румынии выиграла выборы в 2016 году, Дэнчилэ — третий премьер-министр.
Заплати налоги
В ноябре Юнкер отчитал правительство Люксембурга за нежелание поддержать планы ЕС обложить налогами онлайн-гигантов вроде Google и Amazon. В интервью люксембургскому изданию Paperjam он назвал "исторической ошибкой" нежелание брать подобающие налоги с мультинациональных корпораций.
Позвольте, не тот ли это Жан-Клод Юнкер, который был премьер-министром Люксембурга почти двадцать лет и под чьим руководством герцогство и заключило выгодные налоговые сделки с крупнейшими компаниями мира?
"Привет, диктатор!"
Премьер-министр Виктор Орбан не всем по душе (сенатор США Джон Маккейн назвал его "неофашистом"). Однако было все же странно слышать, как президент Еврокомиссии на саммите в Риге в 2015 году приветствует его словами: "Привет, диктатор!"
Ответ Орбана журналисты не расслышали — возможно, к лучшему.
"Это же Франция!"
Фискальные правила ЕС требуют, чтобы бюджетный дефицит составлял менее 3% ВВП. В 2015 году Еврокомиссия дала Франции два года на то, чтобы привести дефицит к приемлемому уровню, но этого так и не произошло. На вопрос французского телевидения о причине такой благосклонности Юнкер ответил: "Потому что это Франция".
Это было еще до президентства Эммануэля Макрона, так что Германия и другие экономные члены еврозоны восприняли это заявление без восторга.