РИГА, 26 фев — Sputnik, Симона Алексеева. Ретроспективу "Бесконечный пейзаж" можно назвать одним из самых ярких событий в латвийской культуре. Входишь в большой зал главного музея страны — и голова буквально идет кругом от несвойственного для балтийских широт половодья красок.
Это — самая масштабная ретроспектива живописца с 40-летним стажем, созданная при содействии Фонда Тетеревых. Последние 20 лет Алексей Наумов сосредоточился именно на пейзажах, запечатлевая на своих полотнах латвийские красоты и самые разные уголки мира.
Ошарашивающее ярко-красным полотно "Пекин. Великая Китайская стена" (2011 г.) по контрасту соседствует со сдержанным и почти черно-белым заснеженным рижским пейзажем "Порт зимой" (2011 г.). Цветовые ощущения от сине-бирюзово-фуксиевой роскоши французского парка, наоборот, усиливает висящий рядом пейзаж с ядрено-зеленым лугом, написанный под Цесисом.
На полотнах Наумова открываются виды на ослепительно-яркие дома в итальянском городе Бурано, навевающие мечты об отпуске лазурные бухты Французской ривьеры и густо-нашпигованные небоскребами улицы американских городов. Это настоящее путешествие вокруг света, мощная доза позитива и ударный витаминный коктейль в период весенней хандры.
Ради выставки "Бесконечный пейзаж" администрация главного музея страны позволила известному латвийскому художнику и сценографу Кристиану Бректе, занимавшемуся оформлением экспозиции, неслыханные вольности. Бректе выкрасил одну из белоснежных стен большого зала в шокирующе-розовый цвет, другую — в лазурный, чтобы еще больше усилить впечатление посетителей от цветовой феерии. Впрочем, по окончании вернисажа сценограф обещал вернуть стенам зала первоначальную музейную белизну.
Не менее занятно проходило и формирование экспозиции. Алексей Наумов доставлял в музей все новые и новые полотна для своей выставки, а сценограф Кристиан Бректе, стремившийся оставить на стенах зала немного воздуха, тайком выносил их из зала. "Однажды я пригрозила, что больше никого не будут впускать и выпускать из музея с картинами под мышкой", — описывала достойный комедии творческий процесс в своей приветственной речи на открытии выставки директор музея Мара Лаце. "В итоге на выставке осталось вдвое меньше работ, чем я планировал продемонстрировать", — с юмором резюмирует Алексей Наумов. Но главное, что результатом все стороны остались довольны — и сам мастер, и сценограф, и администрация музея.
На выставке "Бесконечный пейзаж" собраны и ранние работы живописца, и картины из частных коллекций. Особый интерес представляет зал с иллюстрациями художника для книг, в том числе детских сказок, и даже расписанной по его эскизам керамикой. Для тех, кто захочет продлить послевкусие выставки и любоваться работами Наумова дома, издательство "Neptuns" только что выпустило каталог произведений художника. Красочный альбом можно приобрести в сувенирном магазине Национального художественного музея и лучших книжных магазинах страны. Ну а если вы на практике хотите приобщиться к искусству, записывайтесь в творческие мастерские для детей и взрослых в рамках выставки "Бесконечный пейзаж" (подробное расписание мероприятий на сайте).
Ретроспектива Алексея Наумова продлится до 8 апреля 2018 года, а накануне закрытия, 7 апреля в 12.00 пройдет пленэр на открытом воздухе с художником — прямо на площадке перед зданием музея.