РИГА, 20 фев — Sputnik, Евгений Лешковский. Об этом мистическом и философском течении ислама – о суфиях — в Латвии знают пока еще немногие, но, когда представляют себе кружащихся людей в длинных белых "юбках" и высоких шапках, догадываются, о ком идет речь.
В нашей стране орден Мевлеви, духовный центр которого расположен в таинственном турецком городе Кония, один из старейших и объединяет самых разных людей – солидных предпринимателей, профессиональных музыкантов, замечательных фотографов и прекрасных художников, конечно, философов и поэтов – последователей самого Омара Хайяма — тоже, кстати, мистика-суфия.
![Кружащиеся дервиши Латвии Кружащиеся дервиши Латвии - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/743/63/7436345_0:0:2048:1366_600x0_80_0_0_fbfe7498ff4b0e1658353b9cd4fc937c.jpg)
Базируется орден Мевлеви в рижском "Восточном культурном центре", что на улице Приедайнес, 46, где в выходной и состоялся сказочный суфийский вечер "Вино любви": читали философские стихи, слушали музыку и, разумеется, кружились.
Музыка, звучащая из далекого прошлого
Почетными гостями у латвийских дервишей были одни из самых знаменитых в мире (как на Востоке, так и на Западе) суфийские музыканты-мультиинструменталисты из Ирана Мохаммад Расоули и Омид Самари.
Мохаммад один из очень немногих на планете людей, кто виртуозно играет на флейте из твердого и крупного камыша — нэй. Впервые нэй появился в Древней Персии еще до нашей эры, откуда и распространился чуть ли не по всему Востоку. Считается, что нэй родоначальник всех духовых инструментов, а уж флейт – так однозначно.
![Мультиинструменталисты из Ирана Мохаммад Расоули и Омид Самари Мультиинструменталисты из Ирана Мохаммад Расоули и Омид Самари - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/743/62/7436286_0:0:2048:1366_600x0_80_0_0_4523844d936fa2d1a1ea75658b42256a.jpg)
В свою очередь, досточтимый Омид способен рисовать самые причудливые музыкальные узоры, ловко выбивая любой ритм на турецком звонком бубне даф с шуршаще-звенящими крошечными подвесками-колокольчиками.
Также музыкант способен долго играть соло-партии на барабане-томбак – в форме высокого кубка, что под силу, опять же, очень немногим в мире. Этот инструмент появился в древнем Иране, и сейчас мало музыкантов, которые умеют на нем играть действительно на высшем уровне. Впрочем, на чем только не играли Мохаммад Расоули и Омид Самари: их концерт длится почти два часа, но, кажется, легко могло бы быть и в три раза дольше.
Кружится не суфий, а весь мир
Во время всех музыкальных композиций особо посвященные из ордена Мевлеви исполняли мистический танец Сема – то самое "кружение дервишей". В ордене уже много лет состоит знаменитый латвийский фотограф Андрей Саликов, который объездил многие регионы Востока и написал немало книг о суфиях, да и вообще о людях, ищущих себя "на космических тропинках".
![Андрей Саликов читает стихи Джалаладдина Руми - Мевлеви (в переводе - Учитель) Андрей Саликов читает стихи Джалаладдина Руми - Мевлеви (в переводе - Учитель) - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/743/60/7436015_0:0:2048:1366_600x0_80_0_0_d5b4c224fb9f512aff63d4ad48ff9267.jpg)
"Кружение Сема – особое. И совершенно верно: когда происходит обрядовое исполнение "танца дервиша", человек может кружиться бесконечно долго. Философия такова: этот человек стоит на месте, но весь мир вращается вокруг него. Конечно, есть и "техническая составляющая" танца Сама: как человек переступает с ноги на ногу, как держит руки, голову. Но важно не это, а именно духовная составляющая "танца дервиша".
Во-первых, действительно исполнять ритуал Сема могут только посвященные в это люди. Во-вторых, это можно делать только в определенном духовном настрое, а не просто так — встал с места и начал кружиться. Я, к слову, хоть и не имею таких посвящений, но, когда входил в определенное состояние – "мыслями и чувствами", мог кружиться, хотя раньше у меня был довольно слабый вестибулярный аппарат – укачивало даже в машине. Но во время кружения дервишей никакого дискомфорта не было, а наоборот – словно летел", — вспоминает Андрей Саликов.
Вино, пьянящее без вина
В ордене Мевлеви состоит другая яркая творческая личность – художница Ирина Трумпель, о которой мы рассказывали на сайте. Она первая в Латвии стала популяризировать удивительное турецкое направление в живописи – эбру: картины, которые пишут на воде. Эту технику живописи Ирина как раз и изучала в Турции — во время паломничества в таинственный суфийский город Кония, где покоятся останки Джалаледдина Руми – философа и поэта, причисленного к лику святых. Да, на вечере "Вино Любви" Андрей Саликов читал стихотворения Руми, который и есть Мевлеви (в переводе – Учитель). Стихи-молитвы Влюбленного в Бога, сейчас живые ничуть не менее, чем в XIII веке…
![Латвийские суфии на творческом вечере Вино любви Латвийские суфии на творческом вечере Вино любви - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/743/58/7435854_0:0:2048:1366_600x0_80_0_0_b2e6ee5ee059f58282dff0256a3ca741.jpg)
И в живописи эбру очень много "суфийских мотивов": кружащиеся дервиши, характерные узоры, буквы и символы. Обычно картины пишут на бумаге акварельными — водными — красками. А в эбру, наоборот, красками рисуют на воде, смешанной с загустителем, а потом прикладывают сверху бумагу, на которой отпечатывается сказочное изображение. Ирина говорит, что при помощи всего лишь двух составляющих, воды и краски, можно совершать поистине магический ритуал.
Но и в картинах Ирины Трумпель, и в фотографиях Андрея Саликова, и в музыке виртуозов Мохаммада Расоули и Омида Самари все было бы пусто, если бы не присутствовала духовная составляющая, философско-мистическая основа учения древних дервишей. В чем философия? А вы почитайте прекрасные стихотворения Омара Хайяма – и многое поймете.
И вина, конечно, в его замечательной поэзии немало. Но, как и во время вечера в Риге "Вино любви", окунаясь в волны суфийской музыки и слушая философские стихотворения, пьянеешь даже без алкогольных напитков. Превосходный чай и нежные восточные сладости – что еще нужно для истинного блаженства.