РИГА, 9 фев — Sputnik. Ажиотаж вокруг Детской психоневрологической больницы Ainaži поднят, чтобы отвлечь внимание от других проблем в медицине и в стране в целом, заявил председатель думы Салацгривского края Дагнис Страубергс в открытом письме общественности, которое цитирует Mixnews.lv.
В детской больнице Ainaži 22 января была проведена внеплановая проверка, в ходе которой обнаружилось, что к детям применяли физическое и эмоциональное насилие. По результатам проверки член правления больницы Илона Балоде была отстранена от занимаемой должности.
"Прозвучали намерения перевести детей и прекратить работу больницы. Разве можно по неясным скандальным причинам рассматривать возможность реорганизации единственного специализированного стационара в стране, где в специально приспособленных и качественных помещениях оказывается квалифицированная и профессиональная помощь детям и подросткам с длительными психическими нарушениями?" — спрашивает мэр.
Отстраненная от должности руководителя больницы Ainaži Илона Балоде является депутатом Саулкрастской думы и представляет, как и Страубергс, Латвийское объединение регионов.
"Как можно настолько унижать детей?"
Мать одной из пострадавших пациенток Лана Ромуша рассказала в дискуссионной передаче Русского вещания LTV7 "Точки над i", чем обернулось для ее ребенка направление на реабилитацию в этом стационаре.
Аделине было 9 лет, самые главные ее проблемы – 5-я степень глухоты, умственная отсталость и аутоагрессия. Мать привезла ее в больницу весной 2014 года, а когда приехала забирать, ужаснулась: девочка сильно исхудала, очень жадно ела, от всего шарахалась и придумала новую игру — привязывала свои игрушки к кроватке.
Также оказалось, что Аделину в больнице фиксировали дважды, оба раза в наказание — один раз за то, что она не отреагировала на словесное предупреждение (напомним, что девочка плохо слышит), причем ни разу не уведомив об этом мать.
"У меня вопрос: как можно настолько унижать детей, которые нуждаются в помощи? Мы, родители таких особенных деток, верим людям в белых халатах, а получается, что в реальности всё доходит до полного абсурда", — сказала мать Аделины.
Представитель Бюро омбудсмена Лайла Гравере пояснила: многие родители, чьи дети побывали в Ainaži, даже не подозревали, как с ними там обходились, а сами дети им ничего не рассказывали. Пока они находились в больнице, им просто не давали такой возможности (не разрешали звонить самим, а когда им звонили родители, рядом был сотрудник больницы, встречи с родителями тоже были в присутствии персонала). И дети начинали воспринимать фиксацию как одно из правил – ну, вот такая это больница, и тут всё устроено вот так, объяснила Гравере.
"Хороший контакт"
Глава Латвийской ассоциации психиатров Элмарс Тераудс указал, что психиатр Янис Боярс и руководитель больницы, педиатр Илона Балоде, были поставлены в такие условия, когда они просто физически не в состоянии выполнить всю возложенную на них работу.
Второй пункт. Мы прошлись по больнице. И, не зная ситуации, не зная пациентов, получили первое впечатление, что те ребята, с которыми мы говорили, — эти дети (если не знать истории их болезни), они медикаментами не напичканы. Никаких побочных явлений от медикаментов не наблюдалось! Они в контакте были, радовались. Мы обо всем поговорили. Есть у них проблемы: мало еды, недостаточно игр, и так далее. Достаточно хороший контакт! Конечно, там есть дети и с очень тяжелыми проблемами в развитии. С ними разговор мало получается из-за отсталости в интеллекте", — рассказал Тераудс.
Тераудс признал, что ему больница показалась переполненной. По его оценке, она создавалась изначально на 40-50 пациентов, а в действительности пациентов там содержится 70-80.