РИГА, 2 фев — Sputnik. Латвийский антинацистский комитет обратил внимание на некорректные высказывания министра иностранных дел Латвии Эдгарса Ринкевичса на презентации книги дипломата Людвига Сея.
В 2017 году издательство Latvijas Avīze выпустило книгу "Я узнаю только себя" — дневники и мемуары латвийского дипломата Людвига Сеи периода 1941-1961 годов. Книгу готовили к печати, писали к ней предисловие и комментарии ученые Музея оккупации.
Презентация книги состоялась в Министерстве иностранных дел Латвии 14 июня 2017 года. Одновременно была открыта выставка "Людвиг Сея — дипломат, министр иностранных дел, жертва репрессий тоталитарных режимов", также подготовленная совместными усилиями МИД и Музея оккупации Латвии.
Латвийское знамя в руках нациста
На презентации глава МИД Эдгарс Ринкевичс заявил, что в безвыходной ситуации Людвиг Сея, бывший министр иностранных дел и дипломат, боролся за восстановление латвийского государства в рядах Латвийского центрального совета в то время, когда другие считали это невозможным.
Ринкевичс рассказал, что Сея был репрессирован и описал свои мытарства в лагерях и гитлеровской Германии, и Советского Союза.
"Он высоко держал знамя латвийской дипломатии и здесь, в оккупированной Латвии. Поэтому мы можем посмотреть на нашу дипломатию, наших людей и с новой точки зрения," — подчеркнул министр.
К сожалению, при прочтении книги выясняется, что Сея был ярым сторонником Холокоста и высокое знамя латвийской дипломатии он не раз ронял в грязь антисемитизма.
Что написано пером
"Уничтожение жидов происходит в больших количествах. Прошлой ночью расстреляно примерно тысячу жидов. Уничтожение жидов доверено "Перконкрустсу". Латышский народ жидов не жалеет. Если бы не было немецких действий, думается, жиды бы легко отделались, потому что наши люди мягкосердечны", — написано на 29-й странице так понравившейся Ринкевичсу книги "Я узнаю только себя".
А на странице 35 Сея радуется тому, что благодаря массовым расстрелам евреев латышам удалось хоть немного, да отомстить большевикам.
"В ночь с 29 на 30 ноября, судя по всему, в Риге произошло уничтожение евреев большого масштаба, а именно расстрел. Число расстрелянных жидов измеряется тысячами… Это уничтожение жидов взволновало людей. Но не видно, чтобы латыши жалели жидов: только редкая латышская семья не понесла тяжелых потерь при большевиках, и хотя бы часть вины за это ложится на жидов", — пишет Сея.
Даже после войны, когда размеры катастрофы еврейского народа стали общеизвестны, Сея не скрывал своей приверженности ксенофобии и антисемитизму. Вот его запись, относящаяся к 1953 году.
"Новые обстоятельства сильно сблизили латышей и латвийских жидов. Надо сказать, что меня это радует. Я всегда определенно отличал латвийских жидов от бродяг Ostjuden (восточноевропейских евреев), которые не любили ни одну страну, а умели только грабить и использовать", — пишет политик на 429-й странице своего произведения, где речь идет о 1953 годе.
В комитете также отмечают, что выступают непосредственно против прославления таких неоднозначных личностей, как Сея, но не видят необходимости подвергать цензуре исторические книги.
"Из труда Людвига Сея становится ясно, как можно быть латвийским патриотом, противником гитлеровского и сталинского режимов, но нацистом по политическим убеждениям. Это явление было распространено в латышской интеллигенции и чиновничестве 30—40-х годов", — поясняют в Латвийском антинацистском комитете.