РИГА, 31 янв — Sputnik, Владимир Дорофеев. В минувшие выходные в Вентспилсе, при полном зале, и полностью распроданных за неделю до мероприятия билетах, прошло удивительное шоу под названием DIGiTop100.
В концерте приняли участие музыканты, которых выбрал народ, артисты, чьи записи в прошлом году набрали больше всего просмотров на YouTube: финны, литовцы, украинцы, русские, ну и конечно латвийцы.
Это шоу стало отражением нового времени, его принципов, которые несколько противоречат официальной политике, точнее в упор ее не замечают. Здесь можно было увидеть, как народ слушает музыку.
Новая эра
Эра дисков прошла также, как и эра кассет, бобин и пластинок. Сегодня народ слушает музыку в своих телефонах и компьютерах онлайн или, скачивая ее из интернета, используя YouTube, и другие платформы.
"Сегодня даже в новых машинах нет дисковых проигрывателей, – рассказывает генеральный продюсер DIGiTop100 Latvija Элита Милграве. – только возможность подключить свой телефон, или флешку с закаченной музыкой. Конечно, больше влиянию будущего подвержено молодое поколение", — констатирует Милграве.
Три кита современного музыкального мира — Sony Music, Universal Music и Warner Music Group, являющиеся правообладателями большинства современных популярных музыкальных произведений, давно хотели, чтобы и в Латвии была доступна информация не только о том, что нравится именитым латвийским музыкантам и продюсерам радио и телевидения, но и о том, что предпочитают слушать латвийцы.
Представители этих компаний вышли на Милграве — маму латвийского Гремми Zelta Mikrofons и фестиваля "Лайма.Рандеву.Юрмала", чтобы явить миру третий проект — полностью открытый DIGiTop100 Latvija.
"Идея этого фестиваля пришла ко мне во время утренней медитации, когда я ясно поняла его концепцию и воплощение. Все очень просто: жители Латвии слушают музыку, компания Rangers Computers собирает и предоставляет информацию обо всех композициях, легально скаченных и прослушанных в интернете, и мы награждаем лучших в нескольких номинациях. Все предельно честно, без всякой сторонней оценки", – рассказала Милграве.
Честно говоря, я давно устал от призывов государственной машины любить идеи мне несимпатичные, и, наоборот, ненавидеть то что мне нравится. Поэтому, такой подход к музыке, показался глотком воды в пустыне. Правда, выяснилось, что в музыкальных пристрастиях с независимым трендом мы разошлись почти также, как и с официозом. Самых популярных в Латвии музыкантов я знал далеко не всех.
Витя, который вышел в топ чартов
Помните, в нашей латвийской предвыборной муниципальной гонке 2017 года была такой творческий музыкальный кандидат Светлана Лонская, она же Светка-кандидат? Та самая, которая пела "Ты мне дашь плюсик, ты мне дашь!". У нее был еще один хит — "Проголосуйте, проголосуйте! Свете надо пройти".
Эта предвыборная компания, точнее ее второй, менее удачный ролик, и послужила поводом моего знакомства с украинской группой Estradarada, ведь Светка-кандидат мелодию сочинила не сама, а взяла раскрученный в молодежной русскоговорящей части интернета суперхит "Вите надо выйти" и переделала слова.
Солист, автор и композитор группы Estradarada Александр Химчук рассекретил историю создания композиции про Витю, которому надо выйти. Оказывается, сначала это была шутка.
"Мы писали рекламу и обыгрывали слово "остановите". Рифмовали от балды и получился "Витя на репите". То, что случайная шутка оказалась крутым достижением, я понял буквально на следующий день. Я выложил композицию на Facebook, и представляете, число лайков было равно числу репостов! То есть каждый, кто послушал эту композицию, и поставил отметку "нравиться" решил поделиться ею со своей аудиторией", — рассказал Химчук.
Стоит отметить, что за первые 4 месяца своего существования "Витя" набрал 10 миллионов просмотров и стал одним из ключевых хитов Украины. Более того, хит стал популярным не только на Украине, но и в России, что, конечно, дало еще более мощный толчок. А потом волна популярности этого трека докатилась и до Латвии — сначала песню подхватила молодежь, а потом Светка-кандидат помогла узнать о ней и более зрелому поколению.
Это хит
"Чтобы песня стала хитом, должно быть много непредсказуемых составляющих. На благосклонность публики действует много факторов — от погоды и политической обстановки в стране, до близости дня зарплаты. Нет алгоритма и не будет никогда. Маркетологи высчитывают в какой час будет успешнее выложить музыку на тот или иной ресурс, но в итоге не могут предсказать судьбу композиции. Может выстрелит, а может нет. Народный интерес — дело совершенно сиюминутное", – поведал гость фестиваля московский диджей Федор Фомин.
Музыкант презентовал на шоу новый ремикс латвийской группы Prata Vetra — Tevis deļ. Именно эта композиция стала самой популярной в Латвии, и теперь набирает очки успеха в России, где группу хорошо знают и любят.
"Сегодня путь артиста к популярности стал короче, – считает Фомин. – На самом деле, всегда роль медиа в приобретении народной любви несколько преувеличивалась. Вспомните хотя бы Высоцкого. Пока власть продвигала других, народ выбирал его. Переписывали друг у друга кассеты и бобины, тексты песен в тетрадки переписывали. Конечно, раньше был более длинный путь до аудитории. А сейчас можно записать у себя на кухне песню и выложить в интернет. Если есть немножко денег и идея о том, как продвинуть свой продукт, то композиция найдет слушателя. Но если людям не нравиться, что ты делаешь, сколько денег не вкладывай, – успеха не будет", — заключил диджей.
Выбор Латвии
Так все же каких исполнителей предпочитают слушать латвийцы?
Среди иностранных музыкантов — это певец Эд Ширан, репер Кендрик Ламар, и группа Imagine Dragons. А среди наших, латвийских, самой популярной группой, награжденной сразу несколькими номинациями, стала Prata Vetra, и правильно, кто же еще.
Чаще всего латвийцы слушают композиции певца Интарса Бусулиса, что было для меня очевидно, и репера Ansis, которого я до этого даже не знал, равно как и еще одну популярную в латвийском сегменте интернета группу — Bermudu divstūris.
Я попросил Интарса Бусулиса поделиться секретом коммерческого успеха и рассказать, являются ли его самые популярные песни, одновременно и самыми коммерчески успешными? То есть приносят ли они ему доход за скачивания в интернете.
"Хорошая песня похожа на рождественское чудо. Невозможно записать песню, планируя коммерческий успех. Честно говоря, я вообще не знаю, какие песни приносят мне доход. Знаю только, что в Латвии сейчас больше всего слушают мою песню Pedeja pietura, а в России самая популярная "Я тебя рисую". И то и другое — успех совершенно неожиданный, и, конечно, приятный", — поделился Бусулис.