РИГА, 22 янв — Sputnik. В юбилей советского режиссера кино и театра Сергея Эйзенштейна сайт РИА Новости решил вспомнить биографию прославленного уроженца Риги.
Сергей Эйзенштейн родился 22 (10-го по старому стилю) января 1898 года в семье знаменитого архитектора Михаила Эйзенштейна и Юлии Конецкой, происходившей из семьи архангелогородских купцов.
Эйзенштейн получил хорошее домашнее образование: изучал три языка — английский, французский и немецкий, брал уроки верховой езды и игры на рояле, увлекался фотографией и рисовал карикатуры.
После развода родителей в 1912 году мальчик по решению суда остался жить с отцом.
Эйзенштейн окончил Рижское реальное училище в 1915 году, потом три года учился в Петроградском институте гражданских инженеров.
После Октябрьской революции добровольцем ушел в Красную армию, не закончив учебу. Эйзенштейн был техником-строителем на Западном фронте, художником при политуправлении, участвовал в самодеятельности как художник, актер и режиссер.
Осенью 1920 года Сергея Эйзенштейна направили на курсы переводчиков с японского языка в Академию Генштаба, но он не стал там доучиваться, а поступил художником в Первый рабочий театр Пролеткульта.
Первая театральная работа Эйзенштейна — оформление спектакля "Мексиканец" по Джеку Лондону в 1921 году.
В 1921-1922 годах Эйзенштейн был слушателем и режиссером-стажером Государственных высших режиссерских мастерских под руководством режиссера Всеволода Мейерхольда.
Параллельно вместе с будущим известным режиссером Сергеем Юткевичем занимался оформлением спектаклей в театре "Мастфор" и в Центральном просветительском театре.
С 1923 года Эйзенштейн был руководителем театральных мастерских Пролеткульта, преподавая дисциплины — от эстетики до акробатики.
В 1923 году в журнале "ЛЕФ" был опубликован творческий манифест Эйзенштейна "Монтаж аттракционов". В нем Эйзенштейн обосновал метод воздействия на публику с помощью цирковых и эстрадных приемов, плаката и публицистики в театральных спектаклях.
За свой первый фильм "Стачки", снятый в 1924 году, режиссер получил золотую медаль на выставке в Париже.
Его следующая картина "Броненосец "Потемкин" 1925 года не только повторила успех "Стачек" в Париже, но и была признана ее лучшей картиной года по версии Американской киноакадемии.
Этот фильм неизменно включается в рейтинг десяти самых значительных произведений мирового кинематографа, который составляется каждые десять лет, начиная с 1952 года.
Позже Эйзенштейн логически перешел от идеи "монтажа аттракционов" к своеобразному "монтажу мыслей" — такой подход выразился в картинах "Октябрь" (1927) и "Старое и новое".
"Октябрь" завершал условную революционную кинотрилогию Эйзенштейна, начатую картинами "Стачки" и "Броненосец "Потемкин". Благодаря тому, что режиссер "переписал" событийную канву Октябрьской революции, "Октябрь" стал в мировом кино одним из первых примеров воплощения на экране "второй реальности", кажущейся подлиннее настоящей.
В конце двадцатых годов Эйзенштейн вместе с актером Григорием Александровым и оператором Эдуардом Тиссэ отправился в командировку сначала в Западную Европу, а потом в США.
Он читал лекции в университетах Лондона, Амстердама, Брюсселя и Гамбурга, выступал в эфире берлинского радио.
В Америке Эйзенштейн заключил контракт с компанией Paramount Pictures на экранизацию "Американской трагедии" Теодора Драйзера, но компания отказалась от сценария Эйзенштейна. Позднее режиссер приступил к работе над фильмом "Да здравствует Мексика!", который не был завершен. Позже картину доработал Григорий Александров в 1979 году.
После возвращения в СССР Эйзенштейн занимался научной деятельностью и преподаванием в Государственном техникуме кинематографии, в 1938 году преобразованном во ВГИК.
В статьях и лекциях этого периода Эйзенштейн разрабатывал принципы цвета, звука и монтажа в кино. Впоследствии они легли в основу книг "Смысл фильма" (1942) и "Форма фильма" (1949).
В 1934 году Эйзенштейн женился на журналистке и кинокритике Пере Фогельман (литературный псевдоним — Пера Аташева).
В середине тридцатых он снимал картину "Бежин луг" о Павлике Морозове. Фильм был запрещен Политбюро "ввиду антихудожественности и явной политической несостоятельности"
За следующую ленту "Александр Невский" 1938 года режиссер получил орден Ленина, степень доктора искусствоведения и Сталинскую премию.
В отличие от фильмов "Броненосец "Потемкин" и "Октябрь", в "Александре Невском" важную роль играет работа профессиональных артистов, в особенности известного актера Николая Черкасова.
В 1940 году Эйзенштейн поставил на сцене Большого театра оперу Рихарда Вагнера "Валькирия".
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) режиссер принял участие в деятельности Еврейского антифашистского комитета, участвовал в съемках пропагандистского короткометражного фильма на английском языке To the Jews of the World ("К евреям мира") и в радиопрограмме To Brother Jews of All the World ("К братьям евреям всего мира", июль 1941 год), призывавших англоязычных евреев к единству в борьбе с фашизмом.
Последний фильм Эйзенштейна — кинотрагедия "Иван Грозный" — стал второй вершиной творчества режиссера. В этом фильме Эйзенштейн затронул идею трагической расплаты правителя за преступления, совершенные в ходе борьбы за власть. В картине снимались Николай Черкасов, Амвросий Бучма, Серафима Бирман, Михаил Жаров, музыку к фильму написал известный композитор Сергей Прокофьев. За первую серию "Ивана Грозного", вышедшую в 1945 году, Эйзенштейн был удостоен Сталинской премии. Однако историческая концепция, предложенная Эйзенштейном во второй серии, входила в противоречие с официальной трактовкой личности Ивана Грозного тех лет, и в сентябре 1946 года ЦК ВКП (б) принял постановление, резко критикующее вторую серию картины за искажение русской истории и образов ее деятелей. Фильм был выпущен на широкие экраны лишь в 1958 году.
В ночь на 11 февраля 1948 года Сергей Эйзенштейн скончался от сердечного приступа в Москве во время работы над статьей "Цветовое кино". Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Эйзенштейн вошел в историю кино как один из крупнейших теоретиков и практиков, хотя снял за свою карьеру лишь семь художественных картин.