РИГА, 20 янв — Sputnik, Владимир Дорофеев. Обычно одни из самых сильных морозов зимы случаются в эту дату, и потому купание в освященной проруби в этот день в северных странах требует немалого мужества и присутствия духа.
Но, несмотря на относительно теплую погоду, количество людей у главной рижской купели на набережной 11 ноября по сравнению с прошлым годом не увеличилось, скорее наоборот, а родителей с детьми почти и вовсе не было видно.
Моржевание или религиозный ритуал
На самом деле, основные споры о крещенских купаниях сводятся к восприятию этой процедуры: банальное ли это моржевание или религиозная практика.
"Окунание в воду не является крещением, – сказал митрополит. – Это древний народный обычай, имеющий высокий духовный смысл".
По словам священнослужителя, церковь никого не зовет и не агитирует на эти купания. Просто создает условия для тех, кто испытывает потребность души очиститься в этот день омовением.
Дети и родители
Самые большие общественные дискуссии возникают из-за родителей, идущих в крестильную купель вместе с маленькими детьми.
Многие считают, что купать грудничков в проруби нельзя. А некоторые и вовсе говорят о том, что у родителей, купающих младенцев в ледяной воде, детей нужно забирать.
Пока, правда, ни один представитель латвийской власти такие призывы не поддержал. Впрочем, в этом году у главной крестильной купели родителей с детьми было очень мало.
Sputnik обратился к председателю Рижского сиротского суда Айварсу Красноголовсу с вопросом, будет ли сиротский суд забирать детей у родителей, купающих отпрысков на Крещение в купели.
"Нет, конечно, – ответил Краноголовс. – Родители отвечают за здоровье своего ребенка. И имеют право закалять его, если это не вредит его здоровью. То есть, если ребенок болен астмой, или, например, прикован к инвалидной коляске, и купания в проруби ему противопоказаны по медицинским показателям, то специалист сиротского суда обязательно поговорит с родителем, указав ему на недопустимость таких процедур. Если же ребенок здоров, и от процедур становится еще здоровее, оснований для вмешательства сиротского суда нет. Сиротский суд не вмешивается в религиозные обряды, пока они не вредят здоровью ребенка. Одни родители по религиозным соображениям закаляют своих детей в ледяной воде, другие запрещают есть мясо. И то, и другое может иметь значительные негативные последствия для ребенка, а может вести к укреплению его здоровья. Пока родители не вредят своим детям, а заботятся о них, в соответствии со своим пониманием о здоровье и душевной чистоте, сиротскому суду незачем вмешиваться в процесс воспитания".
![В Риге прошел чин Великого освящения вод Даугавы и крещенские купания В Риге прошел чин Великого освящения вод Даугавы и крещенские купания - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/710/03/7100398_0:0:2048:1366_600x0_80_0_0_6a493063cc02098142dd1ee3370ff6de.jpg)
Немного иначе смотрит на эту проблему председатель комиссии Сейма по этике, врач Виталий Орлов.
"Если смотреть на ситуацию с точки зрения медицины, то каждый человек, и взрослый, и ребенок, уникален, поэтому нельзя сказать, что такие купания всем полезны, или наоборот, всем вредны, – высказал свою мысль Орлов. – Оздоровительный эффект от купания в Крещение может быть очень сильным, но основан он прежде всего на самовнушении, а не на чудесных свойствах воды. Сам я давно и с удовольствием купаюсь в проруби, но не могу сказать, что эта процедура полезна всем".
По мнению Орлова, принуждать ребенка к оздоровительным процедурам не стоит, а нужно показывать ему личный пример.
"Вот, например, моя дочь, глядя на меня увлеклась баней, стала заядлой банщицей, – рассказал Орлов. — Никакого принуждения в этом нет, а передача оздоровительных практик есть. На крестильные купания она со мной пока не ходит, но когда пойдет, если вообще пойдет, – это будет ее личный выбор. Что и для здоровья, и для духовной практики куда полезнее".