РИГА, 20 янв — Sputnik, Владислав Федотов. Александр Ниживий на днях получил памятную награду КХЛ как автор первой заброшенной шайбы в чемпионате лиги. Давайте вспомним как это было и узнаем чем сейчас живет один из наиболее результативных игроков в истории латвийского хоккея, выступавший под номером 17.
Первый в истории
В далеком 2008 году именно Александр Ниживий стал автором первого гола в истории Континентальной хоккейной лиги. Случилось это в Хабаровске, где местный "Амур" принимал рижское "Динамо". Спустя десять лет руководство КХЛ решило наградить авторов юбилейных голов.
Еще накануне Нового 2018 года я поинтересовался у Александра, когда должна состояться церемония награждения, а тот, оказалось, был даже не в курсе этой задумки.
- Помнишь свои ощущения, когда забивал тогда в Хабаровске? Было такое, что вот я первый, история там пишется и все тому подобное?
— Ничего подобного точно не было, как и мыслей, будто это какая-то новая крутая лига. Я долгое время отыграл в России и для меня все продолжалось, как и прежде.
Один журналист меня тогда спросил, как себя чувствует автор первого гола в лиге? А я и не въехал поначалу даже о чем речь. Ну забил с добивания и что с того?
Насколько помню и компании особой по раскрутке лиги тогда не было, что тут говорить о голе. Событие как-то незаметно проскочило. А теперь вон уже 35-тысячный, кажется, гол забили.
И шоу таких, как сейчас на матчах, тогда не видели. Разве что у нас в Риге, может в Питере, ну еще в Москве на "Динамо" интересно было. А в той же Швеции, допустим, давно уже в любом матче сразу движуха начинается. Там первый гол обставляется какими-то подарками, а дальше пошло-поехало.
- До сих пор такая ситуация, ты считаешь?
— Сейчас все изменилось. Теперь каждый клуб что-то дельное придумывает. Вот теперь юбилейные события отмечают, что тоже приятно. Но для меня лично именно первые три года существования КХЛ оказались наиболее яркими и красочными. Ощущение праздника давала каждая игра.
Сейчас такого, во всяком случае у нас в Риге, нет. Хотя именно наш клуб, считаю, был законодателем мод работы с болельщиками, в проведении различных шоу и мероприятий. Ну да, скажите вы, игра сейчас не такая, результата нет уже давно и тоже будете правы.
Тренерский хлеб
В 2014 году Александр Ниживий закончил играть и сразу стал тренером.
Ниживий согласился и начался новый этап в его жизни. Два первых года он отработал в "Динамо" ассистентом главного тренера сперва у Артиса Аболса, затем у Кари Хейккиля, которого ближе к концу сезона сменил Нормунд Сейейс. Но по-настоящему все прелести тренерской доли он ощутил в фарм-клубе (резерв) динамовцев ХК "Рига".
"Столкнулся с тем, что у многих ребят попросту отсутствует хоккейная школа. И я принялся обучать, по сути, азам хоккея. Успел тогда провести 66 тренировок, на которые еще наложилось порядка 30 игр. Неимоверная нагрузка и понятно, что за столь короткий отрезок времени (это все уместилось в пару месяцев) кардинально изменить что-то невозможно. Тем не менее, я благодарен судьбе за то, что дала мне такой опыт, который обязательно пригодится в дальнейшем", — с уверенностью заявляет Ниживий.
Нынешние беды латвийского хоккея он видит в первую очередь именно в подготовке молодых игроков.
"У нас уже в детских школах требуют результат, а такого быть не должно. Там учить надо технике, основам хоккея, закладывать физику и, конечно, воспитывать", — говорит Ниживий с надеждой на перемены, которые собирается осуществить новое руководство Латвийской хоккейной федерации.
Дело или слово
Не удалась хоккеисту и еще одна попытка попробовать себя в роли ассистента главного тренера "Динамо" Сандиса Озолиньша в этом сезоне.
Спустя всего месяц после начала чемпионата, Александр вместе со вторым помощником Родриго Лавиньшем были уволены боссами "Динамо", а через несколько матчей за ними последовал и Озолиньш. После этого у Ниживия охота тренировать пока отпала, во всяком случае в таком варианте.
"Хочется планомерно работать, знать свою задачу, расти дальше, помогать клубу, чтобы он тоже добивался каких-то успехов", — говорит Александр.
- А не сложилось ли у тебя впечатление, что многим игрокам рижского "Динамо" уже все давным-давно приелось, потому как им удобно, хорошо и комфортно играть дома, много лет на одном месте, и не потерялась ли у них мотивация?
— Все зависит от человека. Я люблю, например, хоккей и не могу вот так жить – удобно, неудобно. Для себя я как-то знал, например, что должен делать сверх того, что могу, если хочу быть в струе.
Другое дело, мне не нравится, что если команда проседает, то у нас не находится человека, способного взять на себя ответственность и повести партнеров вперед. Это большая проблема.
- На льду или в раздевалке, ты имеешь ввиду?
— Именно на площадке. В раздевалке все эти разговоры мало решают, хотя есть и примеры обратного. Но если я вижу, что делает человек на льду, то для меня это большая мотивация, чем разговоры. Дело – есть дело, а слово, не подкрепленное делом, – ничего не значит.
За мою карьеру много разных разговоров было, типа "давай, давай", но без работы на льду это не прокатывает. А если вышел и показываешь, то обязательно второй зацепится, третий, и пошло.
В предыдущие годы у нас кризисы были, когда не играла команда с тем же Юлиусом Шуплером (бывший тренер). Кажется одно время даже была серия из 11 поражений, но все равно нашлись люди, встряхнувшие команду.
Тот же Екабс Редлихс подрался тогда в матче со СКА с Максимом Рыбиным и это как-то воодушевило всех нас, какие бы мы там уставшие не были. И все, мы пошли. А сейчас смотришь на команду, как-то все идет по накатанной, ровненько. Так что тренер может что хочет говорить, но и ребята должны поддерживать. Это очень важно.
Счастливый отец
Пока Александр играл, его семья жила в Ярославле, поскольку его жена родом из этого города, и познакомились они, когда Саша еще был игроком местного "Локомотива". Теперь чета Ниживий наконец-то воссоединилась.
Александр рассказал, что жена с детьми перебрались в Ригу еще четыре года назад. Младшая, на тот момент, дочка сразу пошла во второй класс, а старшая – в седьмой.
"Нелегко им было, конечно, но постепенно освоились. Вообще, считаю, что чем сложнее, тем лучше. Сейчас у них уже по три языка, помимо русского, – латышский, английский, немецкий. Тяжеловато, но справляются. Пока молодые, надо учить и знать языки, быть коммуникабельным – это очень важно в наше время и обязательно пригодится", — отмечает Ниживий.
Хоккеист поделился тем, что из-за работы не видел как растут его старшие дети и теперь наслаждается временем, проведенным со своей маленькой дочкой.
— Сейчас вот у нас растет третья дочь. Скоро ей 11 месяцев будет. Первых двух, как они выросли, я даже не видел. А сейчас есть время, и я реально этим наслаждаюсь. Интересно, как человек развивается. Опять же сам старше стал, восприятие с возрастом меняется, становишься спокойнее, уравновешеннее, мыслишь по-другому чуть-чуть.
Старшей дочке уже 16 и она сама по себе — трудный возраст, палец в рот не клади. Средняя еще на перепутье между взрослым и ребенком, не может определиться, что ей больше необходимо – куклы или уже что-то другое.
— Нет, наоборот, мастерство! Что есть, то есть.
- Подытоживая все сказанное, можно считать, что несмотря на пока что не очень удачное начало тренерской карьеры, у Ниживия все в порядке в тылу? Опять же плюс, теперь можно даже не задумываться, что есть, пить, какие витамины принимать.
— Так и есть. Особенно сейчас, когда в мире так все запуталось, — соглашается, смеясь, Ниживий. И тут замечаешь, что нет больше той фирменной улыбки, без которой Сашу в бытность игроком трудно было даже представить.
— Вставил зуб, даже два и одну коронку, — поясняет Александр и с хитринкой в глазах добавляет. – Все-таки внешний вид тренера и игрока должны отличаться.
Хоккейная биография
Александр Ниживий родился 16 сентября 1976 года. В команде мастеров "Пардаугава" играл с 1992 года, потом перешел в ярославское "Торпедо" и "Локомотив", потом играл за московское "Динамо", пермский "Молот", нижегородское "Торпедо" и даже за шведский "Бьеркловен".
С 2008 по 2014 году играл в рижском "Динамо", где провел 290 матчей и набрал 153 (45+108) очка.
Ниживий является третьим по результативности игроком в истории сборной Латвии (129 очков) и вторым игроком по числу проведенных за нее матчей (227). Кроме того, он по-прежнему остается неоспоримым лидером по количеству результативных передач (90).