РИГА, 18 янв — Sputnik, Андрей Солопенко. Партии "От сердца — Латвии" (ОСЛ), основанной бывшим государственным контролером Ингуной Судрабой, поначалу пророчили большое будущее. Однако результаты выборов в Сейм стали для нее не очень удачными.
Несмотря на то, что на предвыборную кампанию было потрачено более 700 тысяч евро, партия получила всего лишь семь мандатов, и ее парламентская фракция оказалась наименьшей по количеству депутатов. Кроме того, после выборов партия стала быстро терять популярность среди избирателей и ее рейтинг уже давно находится в пределах 2%.
Куда идем?
Перед каждыми парламентскими выборами некоторые депутаты Сейма, чувствующие, что они могут не переизбраться в новый парламент из-за низкого рейтинга их партии, начинают искать новую политическую силу, от которой они могли бы баллотироваться. И как заметил политолог Филипп Раевский: "Подобные решения вполне логичны для людей, которые думают о своем политическом будущем".
По мнению эксперта, Балодис может присоединиться к Объединению регионов, как уже поступили двое его бывших коллег по фракции Сильвия Шимфа и Арвидс Платперс. Раевский считает, что Балодис достаточно хорошо бы вписался в их рижский список.
Другой политолог, специалист по выборам и партиям, профессор Латвийского университета Янис Икстенс не исключает, что Балодис мог бы вступить в Нацблок, поскольку он был среди депутатов, которые поддержали выдвижение в президенты кандидата от Национального объединения Эгила Левитса.
Сам виновник "торжества" пока не открыл своих планов, заметив только, что он может вступить и в какую-нибудь из не представленных в парламенте партий.
Остальные депутаты, пока еще являющиеся членами партии "От сердца — Латвии", видимо, будут искать счастья в других политических силах.
Романс Межецкис, скорее всего, опять пойдет в Союз зеленых и крестьян, от которого он дважды баллотировался в Юрмальскую думу — в 2013 году, став депутатом, и в 2017 году, не пройдя в самоуправление. Возможно к СЗК примкнет и Айварс Мейя.
Гунарс Кутрис утверждает, что останется в партии, а Судраба заявляет о намерении ОСЛ участвовать в грядущих парламентских выборах, ведь нет фракции — нет должности.
Однако, скорее всего, последним двум депутатам скоро придется серьезно задуматься о будущем, ведь решение Балодиса запустило такую цепную реакцию, которая явно приведет к большим переменам в Сейме.
Сохранить пост
Регламент гласит, что во фракции должно быть минимум пятеро депутатов, а если их меньше, то фракция автоматически распадается. В свою очередь, именно фракция выдвигает своих кандидатов в президиум, а это значит, что над товарищем секретаря Сейма Гунарсом Кутрисом нависает серьезная угроза лишения должности.
Фракция Латвийского объединения регионов (ЛОР), единственная не представленная в президиуме, уже заявила, что будет предлагать на место Кутриса своего кандидата, что, как подчеркивает ее председатель Неллия Крейнберга, будет только честно.
Вполне возможно, что ЛОР надеется получить поддержку депутатов от правящей коалиции, особенно со стороны Союза зеленых и крестьян, представители которого в последнее время периодически заявляют, что готовы в будущем работать вместе с регионалами.
Однако следует помнить, что обе политические силы являются прямыми конкурентами за голоса сельского избирателя и Союз зеленых и крестьян явно не заинтересован в усилении регионалов, что может помочь Кутрису сохранить свое кресло.
В свою очередь, Судраба может лишиться должности председателя комиссии Сейма по расследованию "Дела олигархов", так как парламентские комиссии также формируются по фракционному принципу.
Теперь, когда "От сердца — Латвии" развалилась, возникает вопрос, а кого Судраба представляет? Ясно, что все это серьезно осложнит работу комиссии и окажет негативное влияние на ее дальнейшую деятельность.
Путь к забвению
По мнению политолога Раевского, у ОСЛ крайне мало шансов попасть в Сейм.
"У них низкий рейтинг, а развал фракции лишь добавил им проблем. Ведь даже если избиратели не заметят этого, то их конкуренты непременно им напомнят. Поэтому "От сердца — Латвии" придется подтянуть все имеющиеся у них ресурсы, чтобы люди опять им поверили и отдали бы за них свои голоса", — подчеркнул политолог.
"Я думаю, что низкая популярность партии, — продолжил он далее, — связана с тем, что они не проявляют себя как жесткие оппозиционеры, которые хватаются за любую возможность, чтобы критиковать и атаковать правящих, так как не хотят потерять посты в президиуме, а также руководящие посты в некоторых комиссиях. В то же время подобная "ни то, ни се" оппозиция очень болезненна для таких партий, ведь у избирателей появляется логичный вопрос, а какая нам польза от них, и зачем нам за них голосовать?"
Интересно, что подобные политические силы находились в каждом латвийском парламенте и работали в нем лишь один срок. Достаточно вспомнить партию "Саймниекс", или партию Зигериста. Также не смогла надолго задержаться в парламенте и ЛСДРП.
В прошлом созыве таким антигероем оказалась Партия реформ Затлерса. Изначально имеющая высокий кредит доверия из-за совершенных ошибок она очень быстро растеряла поддержку избирателей, а в 2015 году тихо самоликвидировалась.
Думается, что похожая судьба ожидает и партию "От сердца — Латвии". Перед грядущими парламентскими выборами в ней останутся лишь самые стойкие сторонники, однако после потери представительства в Сейме отпадут и они, а партия отправится в историю. И через несколько лет о том, что когда-то была такая политическая сила, будут помнить только эксперты, которые специализируются на изучении латвийских партий.