РИГА, 9 янв — Sputnik. Поставки СПГ из США в Европу идут уже два года, однако и "Газпром" второй год подряд ставит рекорды по объемам продаж своего газа в регионе. Со строительством "Турецкого потока" и "Северного потока — 2" конкурентное преимущество российского холдинга только увеличится, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, передает Rubaltic.
Рекорды "Газпрома"
"Два года подряд Россия поставляет рекордные объемы газа на европейский рынок. Один год еще может быть показателем некой аномалии, но два года — это уже похоже на тенденцию", — заявил эксперт.
По его мнению, ряд факторов говорит о том, что Россия удержит позиции на европейском рынке.
"Фундаментальным показателем является то, что в Европе восстанавливается доверие к газу и растет спрос на этот ресурс", — сказал Симонов.
По его словам, в 2017 году потребность электроэнергетики в газе сильно возросла, потому что газ — дешевое топливо. И низкая цена восстановила доверие к газу.
Борьба за экологичность также помогает газу. В этой связи газ, по сравнению с нефтью и углем, "чувствует себя" наиболее уверенно. Если считать эмиссию парниковых газов самой опасной вещью для планеты, то у природного газа самые сильные позиции. Сокращение потребления угля будет только стимулировать использование голубого топлива, подчеркнул эксперт.
Еще один фактор роста спроса на российский газ — снижение собственной добычи газа в Европе, в частности в Голландии.
СПГ – это религия
Особых альтернатив российскому трубопроводному газу у Европы нет — американский СПГ, скорее, пойдет на азиатский рынок, где цены гораздо привлекательнее, чем в Европе, заявил Константин Симонов. Он отметил, что поставки СПГ из США в Европу идут уже два года, но это нисколько не мешает "Газпрому".
"СПГ постепенно превращается в некий вид религии. Нам предлагают уверовать в то, что сжиженный газ — это единственное будущее газового рынка. Я вижу, как активно эта тема продвигается", — сказал Симонов.
Однако эксперт отметил, что РФ два года живет в ситуации, когда американский СПГ конкурирует с трубопроводным газом.
"И мы видим, что даже при ценах этого года на уровне 190 долларов за тысячу кубов Соединенные Штаты газ в Европу поставлять не могут", — подчеркнул Симонов.
Эксперт добавил, что СПГ там — где высокие цены, то есть в Азии и Южной Америке.
"Спред (разница между лучшими ценами заявок на продажу и на покупку в один и тот же момент времени) между азиатским и европейским рынком увеличился — и все ушли на восток. То же происходит и с американским СПГ. Он идет в Южную Америку и в Азию, потому что крупные трейдеры выбирают более выгодные рынки", — пояснил Симонов.
Северный и Турецкий "потоки" усилят позиции РФ
Россия обладает серьезным конкурентным преимуществом перед поставщиками СПГ — это инфраструктура для поставок дешевого по себестоимости газа. В ближайшие два года это преимущество может только усилиться, если будут построены "Турецкий поток" и "Северный поток — 2". Реализацию этих двух проектов Симонов назвал главным вопросом 2018 года.
"По "Турецкому потоку" я проблем не вижу, шестьсот километров уже построено. Первая нитка будет завершена до лета 2018 года, то есть в ближайшее время газопровод будет запущен. Со второй ниткой возникают некоторые риски, потому что благодаря ей Турция станет транзитной страной. И пока тяжело сказать, как она будет себя вести. Турция в качестве транзитера — это совместные риски России и Европы, которые возникли, к сожалению, после отказа от "Южного потока". Европа сама себе создала головную боль", — заявил эксперт.
С "Северным потоком — 2" ситуация более сложная — против него ведется политическая война.
"Есть Соединенные Штаты, и есть государства старой Европы, для которых этот проект является в некоторой степени свидетельством их собственной политической самодостаточности. Если "Северный поток — 2" не будет построен, это будет означать, что Европейский союз самостоятельных решений принимать не может", — подчеркнул Симонов.
Экономический компромисс с Балтией
Число противников строительства газопровода "Северный поток — 2" в конце 2017 года неожиданно уменьшилось: страны Балтии заявили о снятии возражений по проекту. Константин Симонов назвал эту ситуацию несколько неожиданной, хотя Латвия, Литва и Эстония, как и Польша, по существу не могут помешать реализации проекта.
"Для меня это заявление было немного неожиданным. С другой стороны, незадолго до этого для меня тоже было не совсем ожидаемо то, что Россия разрешила импорт прибалтийских шпрот", — сказал Симонов.
По его мнению, это совпавший по времени "обмен любезностями" может свидетельствовать о попытке найти экономический компромисс.
"Возможно, здесь есть попытки найти общий язык. Но особых проблем Прибалтика и Польша создать не могут. Германия же свою позицию обозначила", — добавил Симонов.
По его мнению, 2018 год будет решающим для "Северного потока — 2". Первого января 2020 года заканчивается договор о транзите российского газа с Украиной.
"Мы понимаем, что желания продлять его, особенно на старых условиях, у России нет", — сказал Симонов.