РИГА, 8 янв — Sputnik, Владимир Дорофеев. За семь лет уличный карнавал викторианской эпохи в честь дня рождения Шерлока Холмса стал уже традиционных рижским развлечением, в котором принимают участие десятки людей, а стекаются посмотреть на буйство красок сотни рижан и гостей латвийской столицы.
Надо отметить, что число туристов, привлеченных в Ригу этим фестивалем за разные годы, уже превысило планку 50 тысяч человек. В этом году особенностью карнавала стало то, что, помимо обычных конкурсов, появился импровизированный музей великого сыщика, который продолжит свою работу еще неделю.
Желающих участвовать в шествии было так много, что полиция даже перекрывала на некоторое время дорогу водителям ради того, чтобы пестрая толпа героев викторианской эпохи могла перейти дорогу одной колонной. Бодрости и задора участникам шествия прибавляли группа барабанщиков и английская волынка.
Несмотря на теплую (настоящую британскую) погоду, в этом году пришло меньше костюмированных персонажей, чем в прошлые года.
Как всегда, парад посетили не только рижане, но и поклонники Холмса из других стран. Вообще, надо сказать, что герой Артура Конана Дойла — один из самых любимых в мире персонажей. Фильмов о нем было выпущено более двух сотен, причем многие из них были сериалами с несколькими десятками серий. Поэтому идея организовать в Риге день рождения великого сыщика, принадлежащая совладелицам агентства PR Linija Владиславе Галкиной и Ирене Дроздовой, была блестящим ходом, чтобы привлечь в Ригу иностранных туристов.
Женщин, пришедших на этот зимний карнавал, было явно больше, чем мужчин. Перья на элегантных шляпках с вуалетками и широкополых шляпах покачивались в такт музыки английской волынки и навевали лирические фантазии.
Когда же холмсовики-затейники привели толпу на Домскую площадь, где состоялся конкурс костюмов и удивительных историй, оказалось, что костюмированных Холмсов всего два, причем один из них — дама; Ватсонов тоже всего парочка, зато полицейских и злодеев в этом году было великое множество.
История более фантастичная, чем вымысел
Ваш корреспондент, надев классическое пальто, шарф и котелок, тоже выступил в роли злодея, грабителя с "Хаундсдитч", лифляндского социал-демократа Якова Пайнтера. На самом деле это псевдоним известного латышского чекиста Екабса Петерса, который в эпоху великого сыщика, точнее, в 1910 году, переселился в Лондон и устроил несколько грабежей ради добычи средств на выпуск газеты "Искра"».
Его история хоть и не описана Конаном Дойлом, но фантастична не менее. Он, российский революционер, бежавший за границу, был арестован за неудачное ограбление ювелирной лавки, закончившееся перестрелкой с полицией. После был выпущен.
Петерс участвовал в перестрелке латышских красных террористов и полицейских на Сидней Стрит, в которой, чтобы преодолеть сопротивление забаррикадировавшихся латышей, тогдашний британский министр внутренних дел Уинстон Черчилль вывел на улицы артиллерию.
Но на суде Екабс Петерс был оправдан за недостаточностью улик, к восторгу английских либералов (вот где пригодился бы метод дедукции!). Этот обаятельный сын батрака свел близкую дружбу сначала с племянницей самого Черчилля, Клер Шеридан, а после женился на ее подруге Мейзи Фримен, дочери банкира и стал одним из старших клерков банка. От этого брака у него родилась дочь.
Но Петерс бросил и должность, и семью, едва в России забрезжила возможность революции. Он был одним из самых известных чекистов, и различных кровавых подвигов за ним, пожалуй, больше, чем за кем бы то ни было из латышей. Но, безусловно, это был очень интересный, глубокий человек, обаятельный романтик, личность алмазной твердости и силы.
Ваш покорный слуга, играя великого революционера на сцене, рассказал, что прибыл в Англию, спасаясь от российских жандармов, что не может надышаться воздухом свободы и очень рад, что в Британии полисмены ходят безоружными, в отличие от российских держиморд на родине. Ведущий в костюме Шерлока Холмса после этой речи сказал: "Дайте этому искателю свобод овсянки! А еще лучше, налейте ему виски!"
Музей самого известного выдуманного персонажа
Новинкой этого сезона стало открытие музея Шерлока Холмса в пятизвездочном отеле Pullman.
Здесь два помещения, в одном из которых воссоздавалась атмосфера лучшего Холмса по версии английской королевы Елизаветы – Василия Ливанова, а в другом была берлога современного Холмса в исполнении Бенедикта Камбербэтча.
Антикварную мебель а также старинные часы 19 века для ливановской гостиной предоставил Viss Antikas, что создало удивительно теплую атмосферу. Шторы и материю для ламп сделала музейная "мама" Надежда Игнатне, одна из самых лучших рижских миссис Хадсон. На столе стояли загадки: пять зернышек апельсина, пляшущие человечки (складывающиеся в надпись "Элементарно, Ватсон!").
На полках расположились слепки челюстей собаки Баскервилей, а также различные парики и накладные усы и бороды, так любимые мастером перевоплощений Шерлоком Холмсом, портрет Василия Ливанова с орденом, врученным ему английской королевой за лучшее исполнение роли самого популярного литературного персонажа Британии.
Вообще композиция ливановской комнаты музея рассказывает не только о самом Холмсе, но и об эпохе, в которой он жил. Очень качественная и дорогая мягкая мебель той эпохи, причем, как в каждом доме с историей, вся разная. Мебель тогда была слишком дорога, чтоб ее выкидывать и заменять однотипной штамповкой. Каждое кресло или стул приличного дома были своего рода предметом искусства.
На каминной полке — жемчужины музея. Одна из них — фотография, сделанная способом 19 века на старинный фотоаппарат при помощи магниевой вспышки на серебряную амальгаму. На фото совершенно неузнаваемая миссис Хадсон, точнее, не сам литературный персонаж, а наш гид Надежда Игнатне, все семь лет не изменяющая этой роли, несмотря на самый обширный гардероб того времени. Несмотря на костюм викторианской эпохи, женщину не узнать. Фото делает лицо более значительным, драматично меняя перспективу, создавая и контрастность, и в то же время мягкость.
Жизнь и смерть персонажа
Помимо фото, на полке над нарисованным очагом — персидский туфель с табаком внутри. Да-да, именно так хранил табак Шерлок Холмс! Кроме того — одна из иллюстраций первого сборника рассказов о нем, выполненная одним из первых иллюстраторов книги рассказов о Холмсе Сидни Пэджетом (Sidney Paget).
Образ сыщика был срисован Пэджетом с брата, и Артур Конан Дойл считал его иллюстрации одними из самых удачных. Эта иллюстрация — подарок внучки, старшего брата художника, с которого рисовался образ "отца метода дедукции".
Будучи в девичестве Пэджет, эта дама в замужестве стала Дойл, таким образом приблизившись к Холмсу еще ближе. Клер Дойл, британка левых взглядов, была в Риге несколько лет назад, на костюмированном параде в честь великого сыщика, по приглашению агентства PR Linija. Ее настолько поразило, как тщательно вникает в образ компания, организовавшая день рождения Холмса, что она даже деликатно переспросила, осознают ли организаторы, что персонаж выдуманный? Получив утвердительный ответ, она подарила один из рисунков деда с великим сыщиком музею.
На картинке Холмс борется с Мориарти у края Рейхенбахского водопада. На самом деле, это был поворотный этап в жизни великого сыщика, ведь руками Мориарти с ним сражался сам создатель – автор Артур Конан Дойл, донельзя уставший от своего героя. И знаете, что спасло выдуманного сыщика? Исключительно народная любовь. Та сила, что раз за разом воскрешает Холмса все в новых воплощениях.
Многоголовый Холмс
Не менее увлекательна история частной коллекции кукол, изображающих великого сыщика. Это коллекция известного латвийского скрипача Гидона Гринберга, с детства буквально болеющего Холмсом. У кого любимый герой — Бэтмен или Супермен, а у маленького Гидона образцом для подражания стал Шерлок Холмс, в исполнении Василия Ливанова. Именно благодаря великому сыщику Гидон Гринберг начал играть на скрипке.
Когда он увидел серию, в которой Холмс гибнет в Рейхенбахском водопаде, ему было шесть лет, и он плакал навзрыд. Зато потом, когда вышла серия, где Шерлок Холмс воскресает, он радовался так, как никогда больше в жизни.
Во взрослой жизни Гидон Гринберг стал собирать сувенирные куклы великого сыщика. Сначала штамповки. Потом куклы авторской работы. Самая дорогая кукла, стоящая под колпаком, сделана мастерами разных стран. Одежду для нее шил мастер из Кореи, сапожки приехали из США, а голову с помощью цифровых технологий лепил испанский мастер. Сначала шаблон разрабатывался на компьютере, в 3D. После печатался на 3D-принтере — была учтена каждая мимическая складка. На самом деле, у куклы несколько голов, поскольку заказчик был взыскателен сверх всякой меры и требовал полного соответствия образцу.
Экспозиция будет выставлена в лобби-баре отеля Pullman еще неделю, и все почитатели великого сыщика, не пришедшие на парад, смогут посетить ее.