Болгария, беднейшая страна Евросоюза, с 1 января возглавит Совет ЕС впервые с момента ее вступления в сообщество в 2007 году, пишет автор РИА Новости Владимир Добровольский.
Задачи и перспективы
До июля 2018 года, когда ее сменит Австрия, Болгария будет отвечать за повестку заседаний Совета ЕС на экспертных и политических уровнях и председательствовать на всех министерских встречах Евросоюза, кроме заседаний глав МИД — работой Совета по иностранным делам руководит глава дипломатии ЕС.
Девизом болгарского председательства станет девиз самой страны: "В единстве сила". Но обеспечить единство стран — членов Евросоюза по некоторым сюжетам будет непросто: между ними наметился раскол по таким серьезным вопросам, как миграционная политика и верховенство права в Польше.
Авторитету страны в Совете ЕС не способствует и ее репутация как одной из самых коррумпированных стран в Евросоюзе. В последнем докладе в рамках механизма сотрудничества и проверки, который действует только в отношении Болгарии и Румынии, Еврокомиссия отметила, что пока не наблюдает "окончательных результатов в областях, требующих законодательных реформ и действий правительства, таких как борьба с коррупцией".
За европейское будущее Балкан
Болгария, как и ее предшественники, обещает быть "честным посредником, политическим лидером, представителем и координатором" в работе Совета ЕС — института, представляющего интересы всех стран — членов сообщества и утверждающего законодательные решения Евросоюза.
Болгарское председательство выбрало четыре приоритетных области: углубление финансово-экономической интеграции Евросоюза, стабильность и безопасность ЕС, цифровая экономика (неслучайно еврокомиссаром по цифровой экономике является представитель Болгарии) и европейские перспективы стран, расположенных на западе Балканского полуострова. Под странами Западных Балкан ЕС подразумевает не только Албанию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Сербию и Черногорию, но и самопровозглашенное Косово.
"Болгария намерена использовать свой региональный опыт и, не способствуя ложным ожиданиям, поддержать связанные со вступлением в ЕС реформы в странах Западных Балкан и вынести их на первый план в повестке ЕС с целью укрепления мира и стабильности в регионе", — говорится в программе председательства, опубликованной на его сайте.
В то же время Болгария намерена способствовать развитию транспортного сообщения этих стран с Евросоюзом, созданию совместной энергетической, цифровой и образовательной инфраструктуры.
Из балканских стран кандидатами на вступление в ЕС являются Албания, Македония, Сербия и Черногория, причем с Сербией (с 2014 года) и Черногорией (с 2012 года) уже идут переговоры о вступлении. Босния и Герцеговина ждет предоставления ей статуса кандидата с февраля 2016 года.
Первая линия раскола: что делать с беженцами
Речь идет, во-первых, об укреплении внешних границ объединения европейских стран, в том числе об оказании помощи странам транзита в охране их границ, в регистрации беженцев и высылке нелегалов на родину с их территории до того, как они попадут в Евросоюз. Во-вторых, предполагается включить миграционную политику в число приоритетов многолетнего финансового плана Евросоюза.
Однако страны ЕС никак не согласуют принципы реформирования системы приема беженцев — "Дублинской системы". "Дублинские" нормы в редакции 2013 года предусматривают, что, когда мигрант незаконно пересекает границы ЕС, за его прием и рассмотрение его заявления отвечает страна въезда.
Но во время миграционного кризиса в 2015 году, когда Греция и Италия столкнулись с небывалым наплывом мигрантов с Ближнего Востока и из Африки, ЕС большинством голосов принял решение о расселении 120 тысяч беженцев по странам ЕС.
Серьезные расхождения в ЕС начались уже тогда: Венгрия и Словакия при поддержке Польши оспорили решение о распределении беженцев в Суде ЕС. Против них выступили Бельгия, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Франция и Швеция.
С тех пор позиции сблизить не удалось. Страны Вышеградской четверки — Польша, Чехия, Словакия и Венгрия — решительно отвергают идею обязательных квот на прием беженцев, приехавших в другие страны Евросоюза. Против введения квот, которые еще в 2015 году привели к расколу в ЕС, выступил и председатель Евросовета Дональд Туск.
По итогам саммита ЕС в декабре 2017 года Туск заявил, что Евросоюз по-прежнему далек от единогласия по вопросу реформы системы приема беженцев. По его словам, достичь компромисса будет "очень трудно".
Ход переговоров по этому вопросу лидеры вновь оценят в марте 2018 года, а в июне уже планируется принять решение. При этом Еврокомиссия настаивает, что ее предложения по-прежнему в силе, и не исключает принятия дальнейших решений не консенсусом, а большинством голосов.
Вторая линия раскола: дисквалификация Польши
Еще одной проблемой, которая выпадает на период председательства в ЕС Болгарии, станут серьезные разногласия Еврокомиссии с Польшей. У института исполнительной власти ЕС за два года накопились серьезные претензии к польскому руководству из консервативной партии "Право и справедливость".
Еврокомиссия считает, что 13 законов, принятых польскими властями в рамках судебной реформы, нарушают ценности ЕС, принципы верховенства права, подрывая работу всей системы правосудия страны, в том числе Конституционного суда, Верховного суда, всеобщих судов, Национального судебного совета, прокуратуры и Национальной школы судей.
ЕК направила Варшаве четыре рекомендации, призывая привести законодательство в рамки действующих в Евросоюзе норм. Последнюю рекомендацию Еврокомиссия обнародовала 20 декабря одновременно с законопроектом, который может стать первым шагом к лишению Польши права голоса в Совете ЕС. При этом ЕК готова пересмотреть законопроект, если Польша в течение трех месяцев решит проблемы с судебной реформой.
Предложенный ЕК документ составлен в рамках статьи 7 договора о Европейском союзе, в нем констатируется существование явной угрозы серьезного нарушения Польшей принципов верховенства права. Он будет принят, если его одобрят минимум 22 из 27 стран — членов ЕС (исключая Польшу), предварительно заручившись согласием Европарламента.
Однако для лишения Польши права голоса этого недостаточно — потребуется сначала единогласное заявление саммита ЕС, который должен констатировать "серьезное и устойчивое нарушение" Польшей ценностей ЕС, а затем итоговое голосование в Совете ЕС, принимающем решение квалифицированным большинством.
Brexit: единство без Великобритании
В конце 2017 года Евросоюз и Великобритания признали, что достигли существенного прогресса на первом этапе переговоров о Brexit, где речь шла о правах граждан, ирландской границе и финансовых обязательствах Лондона перед союзом.
На саммите ЕС 15 декабря было принято решение о переходе ко второму этапу переговоров, призванному определить условия переходного периода в отношениях после формального выхода Великобритании из объединения в конце марта 2019 года и до создания новых договорных рамок.
Для продолжения переговорного процесса в январе 2018 года Совет по общим вопросам под председательством Болгарии должен одобрить дополнительные указания по ведению второго этапа переговоров о Brexit. Параллельно Совет по общим вопросам вместе с переговорщиком по Brexit, Мишелем Барнье, начнет готовиться к переговорам о партнерстве после переходного периода.
До начала этого этапа ожидается еще одно решение лидеров стран — членов ЕС: в марте саммит должен одобрить новые директивы о ведении переговоров о будущих договорных рамках отношений.