РИГА, 26 дек — Sputnik. Литовские власти считают, что БелАЭС может быть использована в рамках некоего "нетрадиционного военного приема" — даже ложное сообщение об аварии может принести балтийской стране серьезный вред, пишет The Wall Street Journal, текст приводят ИноТВ. В ЕС эти опасения Литвы не разделяют, но видят другие — связанные с желанием Москвы держать в энергетической зависимости своих соседей.
Ситуация в отношениях между Россией и остальной Европой в плане энергетики вновь сделала актуальным вопрос, "мучивший стратегов на протяжении всей холодной войны": "Где проходит грань между осторожностью и паранойей?" — пишет американская газета. Как поясняет обозреватель, строительство Росатомом АЭС стоимостью 11 миллиардов долларов в белорусском городе Островце не на шутку взволновал соседние с Белоруссией государства.
По данным WSJ, Литва и Польша "полны решимости освободиться от российской хватки" и уже отказались закупать электроэнергию, которую будет вырабатывать будущая БелАЭС. Вместе с тем литовские власти выступают категорически против самого возведения АЭС, которая будет располагаться в 48 километрах от столицы страны: в Вильнюсе утверждают, что, хотя Москва вряд ли специально устроит аварию на станции, чтобы навредить Литве, "предупреждение о какой-либо утечке" — "неважно, настоящим оно будет или нет", — без сомнения, спровоцирует в стране панику.
"Даже фальшивое сообщение о катастрофе может принести нашей стране серьезный вред", — заявляла президент Литвы Даля Грибаускайте, отмечая, что строительство Островецкой АЭС "экономически невыгодно", а потому Москва определенно "преследует цели иного характера".
Эвакуация Вильнюса при угрозе техногенной катастрофы подорвет обороноспособность страны и "увеличит ее уязвимость к возможным тайным операциям со стороны России", подчеркивает автор статьи.
Инфраструктурные проекты порой воспринимаются в качестве оружия и в других странах: к примеру, Южная Корея настолько боялась, что КНДР попытается при помощи своей дамбы "Имнам" затопить Сеул, что возвела за 429 миллионов долларов собственную дамбу, чтобы от этого защититься; а созданные Китаем в Южно-Китайском море искусственные острова в США и союзных им государствах видят не иначе как "постоянные авианосцы", говорится в статье. Правда, понять, на какие из "нетрадиционных угроз" нужно реагировать, очень непросто — так, до терактов 11 сентября мало кто предполагал, что авиалайнеры могут быть применены в качестве оружия, признает автор.
По данным WSJ, европейские чиновники относятся к "потенциальной угрозе" от Островецкой АЭС неоднозначно. Эксперты по энергетике обращают внимание на то, что у Росатома есть проекты и в других странах Европы — корпорация среди прочего строит АЭС в Венгрии и Финляндии, — и любые аварии, пусть даже и ненастоящие, выгоды компании не принесут. "Никакую бомбу с часовым механизмом они строить не будут, — пояснил в интервью изданию европейский функционер. — Но литовцам не угодишь, они просто не желают, чтобы этот проект был реализован".
Впрочем, отдельные официальные лица ЕС и НАТО считают, что проект может быть опасен хотя бы потому, что является "попыткой Москвы поддержать энергозависимость своих соседей от России", утверждается в статье WSJ. Как напоминает автор материала, ЕС в настоящий момент пытается помочь Польше и странам Балтии "оборвать связи" с российской энергосистемой — на 2025 год запланировано их отключение от БРЭЛЛ.
Беспокоят литовцев и общие для всех АЭС риски радиоактивного заражения: Вильнюс и окружающий его регион получают около 75% запасов питьевой воды из реки Вилия, протекающей рядом с Островецкой АЭС, подчеркивает обозреватель WSJ. Более того, треть всего населения Литвы проживают в радиусе 100 километров от станции, а ведь именно эта зона получит самый серьезный урон в случае "инцидента" в Островце, предупреждает журналист.
Белорусская АЭС возводится при участии России рядом с городом Островец в Гродненской области. Станция будет состоять из двух энергоблоков с реакторными установками ВВЭР-1200 суммарной установленной электрической мощностью до 2400 МВт. Для строительства выбран проект АЭС-2006 — типовой российский проект атомной станции нового поколения "3 плюс" с улучшенными технико-экономическими показателями, соответствующий самым современным, так называемым постфукусимским нормам безопасности, требованиям природоохранного и санитарно-гигиенического законодательства.
Первый энергоблок Белорусской АЭС планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году, второй — в 2020 году. Благодаря АЭС Минск планирует не только полностью закрывать внутренние потребности страны в электроэнергии, но и экспортировать ее.
Литва предъявляет претензии к БелАЭС практически с момента принятия Минском решения о ее строительстве, заявляя, что станция якобы не будет достаточно безопасной. Вильнюс инициирует запрет на покупку электроэнергии с БелАЭС в ЕС. Кроме того, Литвой был принят закон, которым планируется ограничить импорт электроэнергии из Белоруссии. В Минске считают претензии Вильнюса политизированными и искусственными.
"Пока политика преобладает над здравым смыслом. Я думаю, что все успокоится после того, как мы введем АЭС, и экономическая целесообразность заставит в том числе наших прибалтийских соседей, друзей покупать электроэнергию по рыночным ценам", — заявил 24 декабря министр энергетики Белоруссии Владимир Потупчик, касаясь претензий Литвы к БелАЭС.
Он отметил, что пока в вопросе строительства БелАЭС и поставки электроэнергии "больше политики, чем экономической целесообразности".