РИГА, 19 дек — Sputnik. В пятницу похоронили известного предпринимателя, мецената, совладельца и руководителя фармацевтического предприятия АО Olainfarm Валерия Малыгина. Прощание с ним прошло в церкви Михаила Архангела в Риге и собрало сотни людей. Что же будет с наследством одного из богатейших людей Латвии? На этот вопрос пытается ответить газета "Сегодня".
Малыгин неожиданно скончался 9 декабря в возрасте 52 лет. Полиция не обнаружила на его теле следов насилия, но начала уголовный процесс, чтобы выяснить подробности. Сейчас эксперты выясняют причину смерти предпринимателя.
Общественность теряется в догадках: как же, с учетом его непростых отношений с последней женой, будет распределено между наследниками состояние покойного бизнесмена. Речь идет прежде всего о пакете акций одного из самых известных латвийских предприятий — АО Olainfarm.
Olainfarm — это крупнейший в странах Балтии фармацевтический концерн, в который, кроме собственно производства лекарств, входят сеть Latvijas Aptieka, Tonus Elast, Silvanols, Kivvi и др. В 2017 году оборот предприятия достиг 110 млн евро, чистая прибыль — 11,6 млн. Согласно планам руководства в будущем предполагается выплачивать 40–50% прибыли в виде дивидендов акционерам.
Но как развернется борьба за эти акции? Процесс может затянуться на годы — к примеру, если будут оспаривать завещание.
Сложное супружество
Нынешней осенью светские хроникеры не раз отмечали, что брак Малыгина и актрисы и художницы Элины Дзелме разваливается. Они поженились 21 октября 2016 года, но уже нынешней осенью портал Pietiek.com со ссылкой на анонимный источник сообщил: в Австрии начат уголовный процесс против Малыгина, обвиняемого в физическом насилии над женой.
Элина Малыгина подтвердила факт рукоприкладства сайту Kas Jauns, хотя сам миллионер это отрицал. "Я никогда не бил Элину, и криминального процесса против меня в Австрии нет", — заявил предприниматель журналу Privātā Dzīve.
"Совершенно не собираюсь возвращаться в Латвию, — рассказала Элина. — У меня тут +20, хожу в маечке… С ребенком побывали на площадке, в детском саду", — цитирует ее слова Kas Jauns.
Она подтвердила, что отношения с Валерием Малыгиным закончены. "С меня хватит. О бывших говорю либо хорошо, либо ничего. И о втором муже скажу только хорошее, несмотря ни на что. Жизнь есть жизнь, она состоит не только из розовых садов," — сказала актриса.
Но очередной громкий развод не состоялся. В ноябре в отношениях супругов наметилась оттепель: Элина опубликовала в Instagram совместное фото с Валерием с подписью "Бабье лето". С фото смотрела уверенная улыбающаяся пара. Сам Валерий оставил под снимком комментарий: "Счастье", дополнив его смайликом с поцелуем.
"Дай бог, чтобы у вас так всегда было", — подбодрил супругов неравнодушный комментатор. В общем, выглядело так, что кризис в отношениях миновал.
В начале декабря Kas Jauns сообщил, что после полугода отсутствия Элина Малыгина вернулась в Латвию.
"Работаю с полной отдачей на предприятиях, — объявила она. — Мои отношения с мужем просто чудесные!"
Супруги даже успели сходить 7 декабря на традиционный бал членов Латвийской торговой и промышленной палаты. А 9 декабря главы семейства не стало.
После этого на предприятии тут же начались перемены.
Вдову лишили должностей
Элина Малыгина была назначена главой правления "зеленого" фармацевтического предприятия Silvanols весной этого года, сменив на этом посту Артема Борцова, который продолжил работу в концерне Olainfarm.
Через четыре дня после смерти Малыгина, 13 декабря, его вдову сняли с должностей в правлениях Silvanols и другой дочерней компании Olainfarm — Longgo. В сообщении об исключении Малыгиной из правления указано: "Чтобы способствовать росту и конкурентоспособности".
Вместо Малыгиной председателем правления Silvanols назначена многолетний финансовый директор компании и член правления Лиене Пуриня. Теперь правление Silvanols выглядит так: Лиене Пуриня (председатель), Иева Палма, Евгений Заипанов.
В правлении Longgo с 13 декабря работают Пуриня и Иева Палма. Доверенным лицом является Салвис Лапиньш.
Компания Silvanols основана в 1994 году и занимается исследованиями и выпуском фармацевтических препаратов. Предприятие производит пищевые добавки и лекарственные средства из природного сырья. Его единственный владелец — Olainfarm (с 7 декабря 2017 года). Оборот Silvanols в 2016 году составил 4 миллиона 864 тысяч 995 евро, что на 19% больше, чем в 2015 году. Его прибыль в прошлом году 255 тысяч 362 евро.
Что известно о наследниках
Ранее сообщалось, что после вступления в брак Валерий Малыгин внес поправки в завещание, содержание которого неизвестно.
По латвийскому законодательству супруга и дети — это неотклоняемые наследники, а у Валерия Малыгина остались вдова и три дочери. Вопрос только в долях наследства.
При этом покойный мог указать в завещании, кому какое имущество полагается. Теоретически может быть и так, что кто–то из наследников получит доли в Olainfarm, а кто–то — деньги, недвижимость и т. д.
Отметим, что в базе данных Lursoft нет брачного контракта с последней супругой, хотя указаны контракты Малыгина с предыдущими двумя женами.
Сколько продлится неопределенность
Как известно, в Латвии процесс вступления в наследство — довольно медленная процедура. Если наследники смогут договориться и обойтись без оспаривания завещания в судах — тогда это может занять порядка полугода. Если станут оспаривать и судиться — то многие годы.
По поводу судьбы акций на ближайшее время есть два варианта развития событий: либо наследники до вступления в права смогут договориться и через нотариуса назначить распорядителя, который будет представлять их общие интересы, в том числе и на акционерных собраниях Olainfarm, либо, если наследники не договорятся, опекуна над наследством назначит суд.
Однако у АО Olainfarm есть по крайней мере дееспособные правление и совет. Но, например, в ООО Olmafarm Валерий Малыгин был единственным владельцем и членом правления. Через эту компанию В. Малыгин владел большей часть акций Olainfarm (42,5%), и после его смерти предприятие по сути является недееспособным до момента назначения администратора.
Пока в Lursoft и других базах данных никаких сведений об администрации Olainfarm не появилось. Владельцем 100% долей значится Валерий Малыгин.
Акции Olainfarm дешевеют
После того как о смерти Малыгина стало известно широкой публике, акции Olainfarm тут же подешевели.
В понедельник, 11 декабря, в 10:00 в начале торговой сессии цена одной акции Olainfarm составляла 8,93 евро, а к 12:00 — уже 8,30 евро. До 12:00 на торговой площадке было выполнено 108 сделок с 25 тысячами 503 акциями Olainfarm на сумму 215 853 евро. В нынешний понедельник, 18 декабря, цена составляла 8,77 евро, то есть отмечается падение на 1,24%.
Член правления компании Салвис Лапиньш признал в разговоре с Neatkarīgā Rīta Avīze, что в подобной ситуации падение цен на акции неизбежно. По его словам, самые осторожные инвесторы решили избавиться от акций, хотя по сути факт смерти руководителя компании ничего не меняет.
Кстати, планировалось, что Лапиньш оставит правление до 12 января следующего года. Однако он свое заявление отозвал.
Что делят?
В последнем топе самых богатых людей Латвии, составленном газетой Dienas Bizness, Малыгину с состоянием 70 млн евро было отведено 7-е место. Однако еще пять лет назад Малыгин в интервью журналу "Телеграф" заявил, что ему предлагали за предприятие 160 млн евро. За это время компания Olainfarm стремительно развивалась, расширила аптечную сеть, приобрела ряд новых предприятий. Таким образом, реальная ее стоимость может составлять 250 млн евро.