РИГА, 11 дек — Sputnik, Евгений Лешковский. Компьютерные игры в виртуальной реальности – это уже что-то принципиально новое. Хотя в мире о таких знают далеко не первый год, но большинство любителей обычных игр пока не перешагивали из нашего пространства — в виртуальное. А в нем, в виртуальном, игры — лишь часть огромной жизни. В том же пространстве можно и школьников обучать, делая их занятия не просто увлекательными, но фантастически интересными, и студентам новые горизонты в науках открывать, и даже проводить программы по реабилитации, а еще заниматься спортом, получая желаемый результат уже в реальном мире.
Корреспондент Sputnik сам ненадолго переселился в виртуальный мир, а его проводниками стали латвийские успешные создатели компьютерных игр (и не только) компании Gamedev — арт-директор Андрей Бирзгалс и звукорежиссер и гейм-дизайнер Эдгар Плотниекс, а также продюсер Леонард Квятковский из дружественной компании Mad Sword. И кто бы мог подумать, что у нас "на краю Европы" создают виртуальные миры, что не под силу многим западным специалистам.
До параллельного мира рукой подать
Мы встретились в небольшой комнатке, где стояли два трипода с эмиттерами — коробочками размером с миниатюрные аудиоколонки, обычный с виду персональный компьютер (но с очень мощной "начинкой") и монитор на столе. Там же лежали "ворота" в иные миры — шлем виртуальной реальности и контроллеры, которые путешественник в параллельное пространство берет в руки и управляет всем. Это все поместится даже на небольшой кухне, где в реальном мире толком и не повернуться, зато стоит тебе "перешагнуть" в виртуальный — и кругом целая Вселенная.
Но передо мной не было монитора — "окна" в удивительный мир. Я шагнул в то самое "окно" — и весь этот мир был вокруг меня. Запросто мог взлететь на стену, оказаться на голове дракона в небе (и кругом было только небо, а где-то далеко внизу — та крепость, вокруг которой шел бой), запустить оттуда стрелу в рыцаря внизу. Друзья, любые фильмы 3D — это уже дремучее прошлое по сравнению с путешествиями в настоящее — в виртуал.
Встречаемся, дружим и работаем, выходя из реального мира
Рижские разработчики компьютерных игр, вернее, целого виртуального пространства, все создают от и до: придумывают сюжет, рисуют при помощи передовых компьютерных программ жителей удивительного мира, изображают, как все в нем взаимодействуют друг с другом, пишут музыку, словом, чего только не делают. А вот уже настоящая фантастика: создатели игры, переходя в виртуальное пространство, достраивают его, находясь в нем же самом, например, цветы выращивают и горы поднимают, вдыхают жизнь во все кругом. Можете себе такое представить? Мне лично сложно.
"Поработаешь часа три-четыре в виртуальном мире, не снимая шлема, потом возвращаешься в наш, открываешь глаза и не понимаешь, что происходит. Особенно, когда ты уже остаешься один в офисе, поскольку все давно ушли по домам: кругом — темень, за окном — ночь и фонари светят. Тогда хочется быстренько вернуться в виртуальный мир, где жизнь ярче и ты ее сам создаешь", — замечает, улыбнувшись, Леонард Квятковский.
А Андрей Бирзгалс добавил, что сама технология виртуальных компьютерных игр как раз теперь развивается особенно активно. И людям теперь уже надо больше, чем просто играть одному.
"Вот вы сегодня постреляли в рыцарей, а дальше — что? Может быстро надоесть. Важно особое "наполнение" виртуального мира, например, чтобы в нем одновременно могла играть группа людей — ваших друзей или знакомых с другого континента, которые способны оказаться рядом, со стопроцентным эффектом реального присутствия — говорить с вами "лично" и действовать сообща", — рассказывает Андрей Бирзгалс.
В таком случае и телефон постепенно становится дремучим прошлым, ведь настоящее уводит нас в виртуальный мир, где можно и с приятелем поболтать, видя его рядом, и девушке свидание назначить, а не переписываться с ней часами в социальных сетях.
Позаниматься спортом на Марсе
Андрей, Леонард и Эдгарс мир игровой индустрии и сложные компьютерные технологии изучали на родине, до многого сами, как говорится, доходили. Хотя Латвии уже есть вузы, например, "Альберта колледж", где в обучение включены программы вроде "создания компьютерных игр". А росли они не только "на компьютерных игрушках" — те появились у нас в конце 1980-х, но и зачитываясь фантастикой, фэнтези и приключенческими романами. Даже в их офисе, где основная жизнь происходит в виртуальном пространстве, у стены — полка с реальными книгами.
"Виртуальный мир теперь уже используют не только для компьютерных игр, но как площадку, скажем, для подготовки гражданских и военных пилотов, постепенно его открывают для обучения школьников и студентов. У нас, например, сейчас более 160 самых разных проектов. Есть в разработке программа занятий фитнесом в виртуальном мире, когда получают результат — в реальном", — говорит Андрей Бирзгалс.
Человек садится на известный всем реальный велотренажер в спортклубе, надевает шлем виртуального пространства — и уезжает в параллельный мир. Вернее, педали-то человек крутит в нашем мире, поэтому мышцы спортсмена реально работают, вот только перед его глазами не стены спортзала, а пляж Малибу (со стопроцентным эффектом присутствия там) или Марс.
Спортсмен видит, что едет по горам далекой планеты, причем виртуальный мир "подключен" к тренажеру, поэтому, когда надо подняться на возвышенность, педали крутить тяжелей, а при спуске — легче. Или же велосипедист мчится по хребту, а за ним течет лава. И спортсмен реально чувствует жар! Последнее достигается уже за счет спецодежды, в которую вшиты сенсоры и датчики. Человек видит лаву — и становится жарко, пошел снег — и мерзнет, а если попали из пистолета, то ощущает пусть и не смертельный, но удар.
Школьников учим, а нуждающихся – спасаем
Сейчас есть виртуальные миры и для занятий в школах, например, для уроков биологии. Допустим, можно изучать строение человека не по известному всем и каждому "скелету в углу класса", а в виртуальном мире, видя буквально каждую извилину мозга, увеличивая ее настолько, что легко даже "пройтись" по ней, потом заглянуть в позвоночник — внутрь него, "пощупать" нервные окончания между косточками, "свернуть" на ребра, "потрогать" легкие.
"А программы наподобие виртуального фитнеса могут успешно служить при реабилитации инвалидов. В виртуальном пространстве неважно — может человек ходить или временно нет, целы ли его руки и ноги. Вспомните фильм "Аватар". Реабилитация инвалидов при помощи виртуальных миров эффективна и дает много позитивных эмоций, чего людям в разных пансионатах и больницах крайне не хватает.
Виртуальное пространство начинают использовать и для того, чтобы "разбудить" аутистов, "включить" у них эмоции, которые словно бы "спят". В итоге виртуальный мир помогает таким людям вернуться в реальный — к настоящей жизни. И мы теперь совместно с "Инкубатором интеграции", министерством благосостояния или фондом "Эразмус" планируем разработать и запустить международный проект, чтобы, используя виртуальную реальность, помогать самым разным нуждающимся в этом людям", — говорит Андрей Бирзгалс.