Магистр внешней политики и правовед Ольга Сухаревская провела для Sputnik Эстония работу по сравнительному анализу реального положения с правами человека в Эстонии, Латвии и Литве.
Идея соблюдения прав человека столь же прекрасна и утопична, как, например, всемирный коммунизм или Царствие Божье на земле. При огромном множестве актов международного права и различных деклараций не существует государства, которому бы полностью удалось защитить права людей.
Тем не менее, большинство уважающих себя стран мира добросовестно стремятся обеспечить своим гражданам гарантированные конституцией и международными нормами права и свободы. Этого нельзя сказать о трех странах Балтии, нарушение прав человека в которых закреплено законодательно и является официальной государственной политикой.
Законодательная дискриминация
Невозможно найти страну, как принято говорить, цивилизованного мира, в которой бы значительная часть жителей, по сути, по этническому признаку была лишена права на получение гражданства. Но Латвия, в которой нелатыши составляют едва ли не половину от населения страны, и Эстония, треть населения которой не являются эстонцами, создали шокирующий институт так называемых неграждан. Именно этот нигде более не существующий статус влечет за собой системные нарушения прав человека.
Аналогичная ситуация и в Эстонии, где представители национальных меньшинств отчуждены от процесса государственного управления, участия в парламентских выборах и государственной службы. Причина законодательной дискриминации кроется в юридической фикции, которую создали "деоккупированные" республики Балтии, восстановив после распада СССР действовавшее до 1940 года законодательство.
Число резолюций международных организаций, требующих у Латвии и Эстонии прекратить порочную практику дискриминации неграждан, исчисляется десятками, но воз и ныне там. Казалось бы, как члены ЕС и Совета Европы прибалтийские государства могли бы обеспечить защиту национальных меньшинств с помощью соответствующих международных конвенций.
Но весь цинизм политики Латвии и Эстонии в том, что под действие актов международного права они подвели лишь тех представителей национальных меньшинств, которые имеют гражданство. Остальных сотен тысяч неграждан словно бы и не существует.
Например, официальная Рига неоднократно указывала, что на нее не распространяется 10-летняя программа ООН по борьбе с проблемой безгражданства, так как эта инициатива ООН не относится к "бывшим гражданам СССР, у которых нет латвийского гражданства или гражданства другой страны".
Власти Латвии и Эстонии, таким образом, поставив часть своих жителей вне закона, не позволяют защитить их права и международному сообществу.
Немного лучше ситуация в Литве, которая единственная из стран Балтии пошла на "нулевой вариант", предоставив гражданство всем представителям национальных меньшинств, оказавшимся на момент обретения независимости на ее территории. Но это совершенно не означает, что дискриминации там не существует.
Насильственная ассимиляция
Выстраивая этнократические, а не гражданские государства, все три бывших республики СССР проводят насильственную ассимиляцию оказавшегося на их территории населения "нетитульных" национальностей. Проблема касается не только русских. Коренными народами не признаны также украинцы, поляки, евреи и так далее. Как отмечается в докладе Совета Европы от 2012 года, из 70 еврейских общин в Латвии было восстановлено только 9.
Во всех трех странах системно уничтожается образование на родных для национальных меньшинств языках. Сокращается количество школ национальных меньшинств. В Латвии с 2017/18 учебного года единственным языком сдачи централизованных экзаменов станет латышский, в Литве русский язык считается иностранным и в этом статусе изучается в школах и сдается на экзаменах.
"Языковой фильтр" во всех сферах жизни приводит к тому, что представители русской и других общин изначально менее конкурентоспособны, нежели их "титульные" соотечественники. В результате представители национальных меньшинств находятся в более неблагоприятных социальных условиях. Среди них выше смертность, безработица, бедность, бездомность, зато ниже рождаемость, состояние здоровья и уровень благосостояния. Помимо официальной дискриминации, "бывшие оккупанты" сталкиваются и с бытовой. Их менее охотно берут на работу, продвигают по службе, поощряют. Например, в Эстонии уровень безработицы среди русских в 2-4,5 раза выше по сравнению с эстонцами.
Презумпция виновности
В отношении русскоязычного населения республик Балтии действует презумпция виновности. Самим своим славянским происхождением они вызывают подозрение спецслужб и различных карательных органов стран Балтии. Идеологической базой для преследований выступает все та же концепция "оккупации". Как, например, говорится в латвийской программе "Основные вопросы политики национальной идентичности и интеграции общества 2012-2018 годов", приоритетным направлением деятельности официальной Риги является "формирование сплоченной национальной памяти" на основе лояльности к концепции "советской оккупации". Нелояльным отказывают в предоставлении гражданства, закрывают их общественные организации.
Пока писались эти строки, в Эстонии проходил очередной международный форум по правам человека, где в сотый раз представители международных организаций требовали от стран Балтии выполнения своих обязательств. Это, как всегда, закончится ничем.
Без механизмов международного контроля за соблюдением прав человека в Литве, Латвии и Эстонии, а также действенного механизма воздействия на нациократические власти дискриминация национальных меньшинств и системное нарушение прав человека будут продолжаться. Ибо прибалтийские неонацисты поставили себе целью либо полностью ассимилировать нацменьшинства, либо выдавить их из своих стран.