Речь идет не только о красно-бело-красных ленточках, украшающих куртки и пальто прохожих даже после окончания так называемой патриотической идеи. Давно уже привычными стали вязаные шапки и шарфы цветов государственного флага. А также широкие шарфы с национальным орнаментом, прикрывающие лицо от холода. Сейчас же, с усилением мороза, из шкафа (а по традиции — из сундука) можно вынуть еще один элемент народного костюма.
Вклад латышей
Речь идет о варежках. Вязаные варежки для настоящего латыша нечто большее, чем просто предметы одежды для кистей рук. "Варежки для латышей всегда были особым делом, вязание у латышей в генах" — рассказала Лига Гринберга, управляющая поместьем в Анце, Вентспилсского края. Именно там 18 ноября этого года была открыта выставка варежек. 16 местных жительниц связали 100 пар к столетию Латвийской Республики, которое будет отмечаться через год.
Если посмотреть афишу мероприятий, то каждую неделю, в любое время года, где-нибудь в Латвии проходит выставка варежек. На этой неделе, например, в Риге. А еще существует передвижная выставка, объехавшая весь мир. Там представлены 44 копии этнографических варежек конца XIX — начала XX веков.
Сегодня известно около 5,5 тысяч узоров латышских варежек, ни один из них не повторяется. В Этнографическом отделе Национального исторического музея хранится одна из самых больших коллекций варежек XVIII-XIX веков — примерно три тысячи варежек и носков. Большая коллекция имеется в Этнографическом музее, а уникальное собрание курземских варежек — в музее истории Лиепаи, где их всю жизнь собирал основатель музея Янис Судмалиc.
Народный поэт Латвии Имантс Зиедонис говорил: "Латыши вошли в мир с узорными варежками и положили их сокровищницу культурных ценностей рядом с персидскими коврами, индийскими и японскими шелковыми тканями, китайским фарфором, русской деревянной резьбой, брюссельскими кружевами, филигранной чеканкой народов Кавказа".
Варежки воспеты в латышских народных и современных песнях, их орнамент изучается академиками, книги переведены на множество языков мира. В латвийскую глубинку до сих пор снаряжаются этнографические экспедиции, привозящие новые варежки с еще неизученными узорами. Но вместе с тем варежки остаются повседневной одеждой.
Из тьмы веков
И это идет из глубины веков, когда на территории нынешней Латвии без варежек не обходилась ни свадьба, ни крестины, ни именины, ни похороны. Вязать девушки начинали с детства, с 6-8 лет, копили приданое. Варежки были рабочими, праздничными и даже траурными — специально для похорон вязали темные варежки — для могильщиков и несущих гроб.
В каждой волости был свой неповторимый орнамент, свой цвет. В Курземе — белый, серый, красный и синий. Курземские варежки считаются самыми богато украшенными, так как там было больше зажиточных крестьян. В Видземе — белый, серый, светло-коричневый или зеленый. В Земгале — вариации зеленого и коричневого, в Латгалии — красный, желтый, зеленый и белый. Алсунгский край — один из немногих, где использовали фиолетовый цвет.
Самые древние вязанные варежки в Латвии были обнаружены археологами в Риге. Они датированы XV веком. Вероятно, это самые старые варежки в северо-восточной Европе.
Варежки для латышей всегда были еще и лучшим подарком, имевшим глубоко символическое значение. Подаренные в честь особо торжественного случая рукавицы не носили, а хранили и передавали из поколения в поколение как семейную ценность.
Из фольклорных источников известно, что варежки были задействованы во многих ритуалах. Если девушка дарила юноше пару варежек, это было знаком помолвки. Перед свадьбой, чтобы семейная жизнь была долгой и счастливой, невеста иной раз вязала до ста пар варежек. И дарила их жениху, его родителям, родственникам и гостям на свадьбе. Когда молодые въезжали во двор, они отставляли варежки у колодца, у бани, у клети, у печи в доме. Что должно было обеспечить счастливую и богатую жизнь.
На крестинах родители ребенка дарили варежки крестным отцу с матерью и священнику. Кузнецу, впервые подковавшему лошадь, тоже дарили варежки.
Подарки защитникам
Традиция дарить варежки — одна из составляющих латышской идентичности. Причем, на самом высоком государственном уровне. Читая довоенные латвийские газеты, постоянно натыкаешься на заметки: "Президент Карлис Улманис посетил 6-ю роту батальона связи 5-го Рижского полка айзсаргов на улице Гауйенас и привез подарки всем детям этой улицы — обувь, варежки, чулки, теплое белье, а так же конфеты и печенье". Или: "Вчера 50 лесников Руцавы получили подаренные президентом варежки и носки. Подарки получили главным образом те, кто уже с осени работают в лесу".
И следующие латвийские президенты тоже дарили варежки, в том числе и зарубежным гостям. Например, Вайра Вике-Фрейберга во время визита в Афины подарила Константиносу Стефанопулосу вязаные варежки и носки, а президент Греции вручил ей в дар письменный прибор и серебряное блюдо.
В октябре 1941 года по призыву германского командования жительницы Ницской волости связали для солдат немецкой армии много сотен красиво украшенных варежек. В музее Лиепаи с ведома окружного комиссара была устроена выставка этих варежек, которую посетили командующий вооруженными силами в Латвии генерал-майор Вольфсбергер и представитель генерального комиссара Боннер. Они просили передать латвийским сельским рукодельницам благодарность немецкой армии. Интересно, что директором музея был вышеупомянутый Янис Судмалис, отец подпольщика Имантса Судмалиса, Героя Советского Союза.
Традиция дарить варежки военным продолжилась и в наши дни. В 1994 году в парламенте Латвии была создана депутатская группа в "поддержку чеченских борцов". И когда в 1999 году представители Республики Ичкерия приехали в Ригу, депутат Сейма от партии ТБ/ДННЛ Пальмира Лаце подарила чеченским борцам вязаные варежки.
Латвия через тепло
Но настоящий звездный час у мастериц вязания варежек был в ноябре 2006 года, когда в Риге проходил саммит НАТО. Еще летом министерство обороны решило подарить гостям варежки с традиционными узорами латвийских краев и объявило конкурс. По его итогам были определены предприятия, студии и кружки прикладного искусства со всей страны, где за жаркое лето вручную связали 2 250 пар варежек. Способствуя этим, по замыслу министерства обороны, популяризации Латвии, ее культурного богатства и разнообразия этнографических узоров. Сначала планировалось связать 4 500 пар, но не осилили.
Варежки вручили каждому гостю саммита НАТО в комплекте с клюквой из окрестностей Алуксне, липовым медом из Земгале, липовым чаем из Прейли, Краславы, Цесиса и Валмиеры в льняном мешочке, бутылкой Рижского черного бальзама и диском латышских народных песен. Комплект назывался "Почувствуй Латвию". Через вкус, запах, звук и тепло.
Перед вручением все варежки сложили в фойе Театра Дайлес, где проходил саммит, и сфотографировали. Каких только цветов и узоров там не было. Известно каких — организационный комитет саммита НАТО попросил изготовителей варежек не изображать на них перконкрустс и угунскрустс, так как эти символы могут быть неоднозначно восприняты, сообщила пресс-секретарь саммита Элина Лаздане.
Потому что эти популярные латышские узоры — "громовой крест" и "огненный крест" — сильно напоминают свастику. Надо сказать, что когда Сейм в январе 2003 года рассматривал проект поправок к закону о собраниях, шествиях и пикетах, предусматривающих дополнить его запретом на использование символики гитлеровской Германии, в том числе и стилизованной, возле парламента прошел митинг протеста патриотического движения "Все для Латвии!". Его руководитель Райвис Дзинтарс щеголял тогда в варежках с вязаными свастиками. То есть, угунскрустсами. Теперь он сам депутат Сейма.
А в 2007 году министерство обороны Латвии выпустило книгу "Как латыши для НАТО варежки вязали", с рассказом об всех рукодельницах. Из каких краев они были, как гордились оказанной честью. Как вместе собирались и вязали. А рукодельник там оказался только один — Алфредс Андрейс Чаканс из города Балвы. Он вязал в одиночестве и тишине, о чем и поведал: "По телевизору одни глупости показывают и в окне нет ничего, на что смотреть. Что оставалось? Слушал первую программу Латвийского радио и вязал. Когда пришел к выводу, что по радио одно и то же много дней говорят, выключил и его, чтобы не звенело в ушах. В тишине вязать лучше: можно всякие мысли думать, вспоминать прошлые времена, прислушиваться к голосу сердца".