РИГА, 6 дек — Sputnik, Алексей Стетюха. Я с детства любил цирк, который всегда ассоциировался у меня с сахарной ватой, праздником и каким-то особенным запахом. Уже став взрослым, проходя мимо цирка на Меркеля, я с замиранием сердца смотрел на яркие афиши и, кажется, чувствовал тот самый запах детства, который я так и не разлюбил, даже спустя годы.
Когда цирк закрывали, я был против, мне казалось, что это неправильно. Я выступал за его сохранение, выступал за то, чтобы в цирке остались животные. Но цирк закрыли, и даже клоунов не осталось.
Простите мне ностальгическое отступление, но это важно. Недавно я съездил в Даугавпилс — второй по величине город Латвии. Оказалось, что все в порядке — цирк просто переехал туда.
Аукцион и евроденьги
Мне позвонил знакомый и рассказал историю, в которую я не поверил, поэтому решил убедиться в ее правдивости и посмотреть собственными глазами. Спасибо знакомому за это. Дальше рассказа пойдет в рамках вольного повествования. Постарайтесь представить это в лицах и образах — оно того стоит.
По условиям аукциона, арендатор должен обязаться создать не менее 60 новых рабочих мест и инвестировать в проект не менее 700 тысяч евро. Начальная цена объекта была 1,5 евро за квадратный метр. В общем, все честно и прозрачно.
Но уже в процессе подготовки к аукциону стало создаваться впечатление, что лишние участники никому особо не нужны. Первый звоночек прозвенел, когда на сайте самоуправления появилась неправильная дата проведения аукциона — вместо 16 ноября было выставлено 17-е.
В день икс в зале присутствовали комиссия и два конкурсанта — местный и приезжий. Неожиданно для всех гастролер поднял карточку, и аукцион закончился в его пользу на первом же этапе: сошлись на цене 1,65 евро за "квадрат". Согласно правилам, победитель был назван сразу по завершении аукциона.
Таинственное исчезновение победителя
Победителем аукциона стала компания Shine Expert, которая разработала и принесла на латвийский рынок технологию сухой автомойки. Shine Expert имеет богатый опыт сотрудничества с различными крупными компаниями и обладает несколькими европейскими патентами. В производство в Даугавпилсе компания запланировала инвестировать 2,5 миллиона евро и, кроме того, должна была создать в городе 182 новых рабочих места. Казалось бы, что все идет отлично, но нет.
— Леша, такого ты еще точно не видел. Это не просто цирк. Это феерия.
— При всем моем уважении, не верю. Я уже давно не верю в идиотов у власти, у которых нет грамотного объяснения объегориванию.
— Ну вот и поехали! Посмотришь.
А вот и цирк
Признаюсь честно, что я гуманитарий до мозга костей, в любом юридическом поле меня заболтать, что ребенка обмануть. Я очень быстро путаюсь в цифрах, пунктах закона, юридических нюансах и прочем, поэтому никаких надежд на поездку в Даугавпилсскую думу я не возлагал. Поехал за компанию и для галочки — слишком уж нелепо все выглядело. Обязательно должен был быть какой-то подвох.
Между тем документы я старательно изучил и даже показал их сведущим юристам. У победителя все было чисто, а значит, что у противоположной стороны должен был быть какой-то неубиваемый козырь, если не джокер. Но реальность превзошла все ожидания.
— Здравствуйте. Я выиграл аукцион на Менделеева, 5. Хочу подписать документы аренды, — звонит победитель аукциона в Даугавпилсскую думу.
— Где?— спрашивают на том конце провода.
— На Менделеева, 5.
— Я попробую уточнить.
На протяжении десяти минут внутренний телефон думы раскаляется в попытках найти человека, который хоть что-то слышал про четырехмиллионный договор.
— Знаете, а вы его не выиграли.
— Как не выиграл?
— Никак не выиграли.
— А почему?
— Не знаю. У нас что-то поменялось, и вы не выиграли.
— Поменялось что?
— Что-то.
— А можно какие-то детали?
— У меня таких данных нет, вам нужно обратиться в департамент развития к Светлане Крапивиной.
Что? Где? Когда?
Едем в департамент развития в прежнем составе.
— Здравствуйте!
— Добрый день.
— Мы по поводу Менделеева, 5.
— И?
— Нам сказали к вам подъехать.
— Зачем?
— Понимаете, я выиграл аукцион, а потом оказалось, что…
— Результаты отменены.
— А почему?
— Потому что не соответствует правилам кабинета министров.
— Что не соответствует?
— Заявку ведь приняли…
— Приняли. Но потом рассмотрели, и согласно правилам кабмина она не подходит.
— А критерий?
— Согласно данным Lursoft (базы данных предприятий), у вас нет ни одного годового отчета.
— Это неправда.
— По Lursoft — правда.
— Подождите, я в этой компании работаю четыре года. Если компания хоть раз не сдает годовой отчет, то она автоматически приостанавливает свою деятельность.
— Я не могу это комментировать. Это юридические моменты.
— Подождите, но если вдруг кто-то зашел на сайт и ему показалось…
— Не показалось.
— Хорошо. Если так, то как я на аукцион попал?
— На аукцион и я могу попасть.
— Нет, не можете.
— Аукцион закончен. Если вы хотите обжаловать, то это ваше право. Можете обращаться.
— А обращаться к кому?
— Ну, вы, наверное, лучше знаете куда.
— Простите, мы можем сейчас зайти на Lursoft и проверить данные о годовых отчетах?
— У меня нет доступа.
— Как?
— У нас закончились деньги — мы очень часто пользовались их услугами.
— Давайте, может, я пожертвую?
— Было бы неплохо.
— Хорошо. К кому вообще можно обратиться, чтобы получить внятный ответ?
— Я не знаю. Обращайтесь в думу. Пишите письма.
Разговор явно перестал клеиться. Эксперт проектного отдела оставила попытки человеческого общения и начала отвечать строго по протоколу. Последняя попытка.
— Хорошо. Допустим, данный участник действительно не подошел. Почему его об этом не оповестили?
— Может, у них на телефоне деньги тоже закончились?
Шутка получилась к месту. Фыркнули, извинились.
— Ничего, ничего. Шутите. У вас очень хороший юмор. Можете пойти в КВН поучаствовать. Вместе с Gorod.lv.
— Спасибо. Всего вам хорошего.
— Угу. И вам не хворать.
Я промолчу насчет КВН, но у меня, скорее, вопрос в стиле "Что? Где? Когда?": уважаемые знатоки, это действительно тот уровень диалога с потенциальным инвестором, который имеет место быть в 2017 году?
Бог с ними, с инвестициями, но, когда со мной в таком тоне разговаривают в магазине — я зову менеджера, потому что так нельзя, потому что так не принято, в конце концов! И совершенно не играет роли, права дума или пытается объегорить предпринимателя — и то, и другое можно делать с уважением. Даже послать можно так, что человеку захочется привезти магнитик.
Даугавпилсскому самоуправлению магнитик привозить не хочется, а вот желание вернуться есть. Город-то красивый.