РИГА, 3 дек — Sputnik, Владимир Дорофеев. В декабре в Риге темнеет рано. Но это совсем не означает, что пора спать. Если нарядить город световыми гирляндами и создать праздничное настроение, то по ночам он будет превращаться в сказочную территорию, полную загадок, рождественских тайн и приключений.
Чтобы поддержать добрую атмосферу Рождества, в субботу городское руководство зажгло главную елку города, расположившуюся в центре рождественского базарчика на Домской площади.
У стен древнего собора раскинулась, конечно, главная и самая веселая ярмарка. Здесь и пряничный домик, и рождественский вертеп с живыми овечками, и маленькие пони, катающие детишек по городу, и разнообразные вкусности. От запаха горячего вина и рождественского сока, в который взрослым наливают немного бальзама, голова идет кругом.
На прилавках привычные предметы рижского промысла – вязаные рукавицы, носки, шарфы и шапки с латышской народной символикой, мед, изделия из кожи, крепкие спиртные напитки из местных северных ягод, а также разнообразные колбасы, сосиски, банки с соленьями — маринадами, шоколад ручной работы, и прочие вкусные и красивые вещи.
О чем говорят варежки
Самые популярные нынче товары – вязаные. Цена на них по сравнению с прошлым годом упала почти вдвое — теперь шапки с длинными колпаками и шарфы можно приобрести за 20 евро, вместо 35, как в прошлом году.
Есть и еще одна примета – среди латышских символов, украшающих этническое вязание, стало гораздо меньше перконкрустса — знака огня, который туристы путают со свастикой, и больше других символов. Различные знаки Юмиса и Мары, Аусеклитиса и Усиньша усеивают варежки и шарфы, и каждый такой знак — это не просто орнамент, а пожелание владельцам теплых вещей.
Пропавший перконкрустс довольно плотно вошел в латышский фольклор и, хотя туристами часто не принимается совершено, наверняка еще всплывет среди рождественских украшений. Одна из возможных разгадок исчезновения этого знака кроется в бирках товаров, как выяснилось, часть из них связана в Эстонии.
Практичные эстонцы хотят заработать денег, поэтому и демпингуют, соблюдая оригинальную латышскую символику, и туристов знаками не отпугивают. Что и говорить, хитрые соседи! Даже самому купить что-нибудь захотелось!
Как помочь сказке?
В субботу около 17 часов вечера, рождественский базарчик на Домской площади был заполнен как какой-нибудь концертный зал. Малыши, важно рассевшиеся на папиных плечах, открыв рты рассматривали красивую сцену и елку, тихо мерцавшую огоньками. Рождественская музыка из динамиков создавала новогоднее настроение, а древние часы на башне Домского собора спешили минут на 15, путая собравшуюся публику.
В 17.00 на сцену вышел ведущий в костюме садовника и, после небольшой музыкальной композиции исполненной детьми из школы барабанщиков Анжея Грауды, пригласил на сцену городское начальство и руководство базарчика.
Исполнительный директор Риги Юрис Радзевич, взойдя на сцену напомнил, что Рига — первый город мира, начавший наряжать рождественскую елку огоньками еще в начале 16 века.
Директор рождественского рынка Андрейс Крейслерс пожелал пришедшим, чтобы свет огоньков на елке придал на весь год силы умелым и счастливым рукам, доброты — сердцу и мудрости — голове. Представители благотворительного фонда Ziedot.lv пообещали, что будут дневать и ночевать на рынке, чтобы каждый желающий смог помочь нуждающимся детишкам и сделать им рождественский подарок.
А потом, вся площадь хором досчитала до десяти и громко сказала по-латышски "елочка зажгись!", и елочка исполнила пожелание людей, став еще более прекрасной и волшебной в свете разноцветных прожекторов.
Так Рига вступила в празднование Адвента — рождественской поры, полной зимних чудес и удивительных историй. Времени, когда надо подводить итоги прошедшего года и строить планы на будущий, думать о душе, помогать зимней сказке делать мир немного лучше.