РИГА, 22 ноя — Sputnik, Евгений Лешковский. В 2013 году 21 ноября в 17:44 рухнул супермаркет Maxima — и погибли 54 человека. В этот же день и в это же время в 2017 году латвийцы пришли почтить память погибших.
Памятное мероприятие возле монумента на месте трагедии, где ровно 4 года назад обрушился магазин Maxima, провела организация "Золитуде 21.11" во главе с депутатом Рижской думы, общественным активистом Региной Лочмеле. Люди зажигали свечи и возлагали цветы, звучала траурная музыка и, конечно, была минута молчания.
Даже те жители Золитуде, семьи которых не коснулась жуткая трагедия, стояли возле памятника и глотали слезы: тяжелое и страшное время — 17:44. Четыре года назад люди после работы просто пришли в супермаркет Maxima за продуктами, готовились потом хорошо провести время в теплых квартирах, куда хотели поскорее вернуться. И не вернулись. В 2017 году их родственники стояли в холодный ноябрьский вечер около памятника и ничего не видели перед глазами – от слез, и сердце щемило сильно.
Сделать все, чтобы трагедия не повторилась
Почтить память погибших и поддержать их родственников приехал президент Латвии Раймондс Вейонис. Он сказал корреспонденту Sputnik Латвия:
— Я, как вы знаете, не в первый раз здесь. Считаю своим долгом поддержать людей, собравшихся тут, лично — как могу. Сейчас говорю как обычный человек: всегда, когда я тут бываю, сердце болит. Честно! Трагедия в Золитуде произошла жуткая — в мирное время. Страшно, что в наши дни у нас в стране происходят такие катастрофы — из-за халатности людей. Всему нашему обществу надо становиться более ответственным, чтобы жуткие трагедии не повторялись. Мы все должны стараться быть еще более ответственными за свои решения и поступки, — подчеркнул президент.
Глава МВД Латвии Рихардс Козловскис рассказал Sputnik Латвия:
— Сегодня я сюда приехал скорее не как министр внутренних дел нашей республики, но как простой человек, искренне сопереживающий тем людям, которых коснулась трагедия. А как глава МВД я был здесь, в Золитуде, когда случилась катастрофа — в 2013 году. Я своими глазами видел, что здесь творилось. Видел, что происходило с людьми, чьи родственники остались под завалами. И я общался со многими. Чувствовал их боль… Я буду приходить к этому месту каждый год 21 ноября, в 17:44, — пообещал Рихард Козловскис.
Тишину рвал вой сирен
Около памятника собралось несколько сотен человек. Родственники пострадавших стояли за монументом и за мощными софитами, словно во тьме, — ближе всех к месту трагедии, а остальные, кому небезразлично их горе, были перед памятником, около которого горели свечи и лежали цветы. Возложил цветы и глава Госполиции Интс Кюзис.
— В этот день я не мог не прийти сюда, ведь тут погибли и наши люди — спасатели, которые отдали жизни, самоотверженно выполняя свой долг. Да, у нас служба такая — полицейские, пожарные и спасатели видят чуть ли не каждый день очень страшные вещи, но трагедия в Золитуде все равно выбивается из жуткого ряда других трагедий, происходящих в Латвии. Сразу, за один вечер, погибли 54 человека, еще сотни так или иначе пострадали. И я уж не говорю о горе тех людей, чьи родственники не вернулись домой 21 ноября 2013 года. Поэтому трагедия в Золитуде и вызывает у всех столько эмоций, даже у людей с очень крепкими нервами, — сказал Кюзис.
В 17:44 пожарные и спасатели, которые приехали почтить память погибших, включили сирены в своих машинах — и так напомнили всему району Золитуде о страшном ноябрьском вечере 2013 года.
Поддержать родственников погибших пришел и вице-мэр Риги Андрис Америкс.
— То, что произошло четыре года назад, можно сказать, самое страшное в истории Риги за последнее время. Мы в думе, поверьте, делаем все, чтобы подобные трагедии не повторились в будущем. И, конечно, сделаем все, чтобы место трагедии оставалось именно памятным, чтобы тут появился парк, а не новостройка, — сказал Америкс.
Суды и судьбы
Но особенно родственники погибших благодарили в этот вечер Регину Лочмеле — руководительницу организации "Золитуде 21.11". Во многом именно благодаря ей люди получили компенсации, а виновные, скорее всего, хоть и не завтра, но будут названы. Благодаря Регине Лочмеле дело трагедии в Золитуде не удается "убрать под сукно", как хотелось бы очень многим. Она рассказала Sputnik Латвия:
— Я живу в Золитуде, вон там — в трехстах метрах от рухнувшей Maxima. По счастливой случайности никто не погиб из моих родственников. Но погибли, например, воспитательница моего сына, буфетчица из нашего детского садика, наши соседи. Я этих людей знала лично. Вообще, весь район Золитуде страшно изменился после катастрофы 2013 года. Тут есть дома, в которых по трое, по четверо человек погибли. Как на войне… Сколько погибших! Сколько их родственников все еще не могут прийти в себя! И теперь важный вопрос: а кто ответит за это?
Два года назад прокуроры назвали имена девяти подозреваемых — физических лиц и еще пять фирм. Суд в первой инстанции продолжается уже два года. Сейчас очередной перерыв в судебных заседаниях, которые возобновятся 5 декабря. Но для того, чтобы суд вынес приговор в первой инстанции, потребуется еще по меньшей мере год. В декабре должны заслушать свидетельские показания последнего эксперта — из всех, кого ранее опросили. Затем заслушают оставшихся свидетелей и пострадавших, которые ранее не смогли явиться в суд по разным причинам. И вот тогда начнутся прения сторон.
Но поскольку 288 так или иначе пострадавших, много обвиняемых, прокуроров, адвокатов и так далее, риск, что судебные заседания будут переноситься и в следующем году, очень велик. Есть подозрение, что суд в последней инстанции примет решение — хорошо, если это случится в течение пяти лет. Еще долго ждать! Но главное ведь не это. Главное, что люди уже знают, кто виноват — и без судей.
А виновных много — начиная от государства, как системы. Например, кабинет министров во времена Домбровскиса допустил ликвидацию Государственной строительной инспекции. Также в то время максимально либерализировали законодательство в строительной отрасли. И это, конечно, еще далеко не все! В итоге произошли страшные события 21 ноября 2013 года. Хочется верить, что подобное в Латвии не повторится, — замечает Регина Лочмеле.