Когда я прибыл на место события, то увидел многих школьников, которые разносили еду и напитки среди тех, кто пришел попрощаться с погибшими или искал своих родных и близких. Это была инициатива самих ребят. Власти тогда еще "спали". А поскольку окрестные магазины с утра были закрыты, то народ доставлял еду прямо из своих квартир. Кто-то сделал бутерброды, кто-то — салаты и прочее. Аделия Михайловская и ее приятель Владислав Гриневич пришли поддержать подругу — одиннадцатиклассницу Даниэлу из 53–й рижской средней школы.
"Дана потеряла маму. Ее пока так и не нашли. Она оказалась в самом центре Maxima, так что ее, наверное, достанут самой последней. Наша подруга в шоке. Она очень сильно переживает. Мы вместе с ней тут уже давно. Но пока не узнаем о судьбе ее мамы, не уйдем! В новостях сообщили, что ее нашли. Мы так все обрадовались! А потом оказалось, что это вранье. Какой ужас! Люди очень сильно расстроились. У ее мамы трое детей, и все девочки: сама Дана, а еще Снежана и Диана". Этот разговор состоялся вечером в субботу. К сожалению, когда в воскресенье днем был обнародован список погибших, то в нем была и Юлия Бурдукевич. Дана на своей странице в "Фейсбуке" опубликовала снимок с мамой, сопроводив его такими словами: "Мне стыдно, что я не делала того, что она просила! Я без нее, как море без воды!"
А потом я побывал в гостях у 16-летней Даниэлы, которая неожиданно оказалась старшей в семье. Ее двум сестрам, Снежане и Диане, было всего 12 и 14 лет. К счастью, вместе с ними жили бабушка Людмила и дедушка Геннадий, которые уже тогда были на пенсии. И вот незаметно пролетело четыре года… "Как будто все произошло вчера, — сказала Sputnik Латвия Людмила Ларкина, мама погибшей Юлии Бурдукевич. — Конечно, это никогда не забудется. Да и как это можно забыть? 21 ноября в церквях и храмах различных конфессий состоятся панихиды. У кого-то — утром, у кого-то — вечером. В православных — с 9 до 10 утра. Потом мы отправимся на кладбище. Затем в 17 часов соберемся у временного памятника на улице Приедайнес, 20, который был установлен напротив разрушенной Maxima. Я имею в виду родных и близких погибших и пострадавших".
Увы, памятник жертвам Золитудской трагедии 2013 года действительно до сих пор стоит временный. По словам Людмилы Васильевны, все тормозит суд, который по-прежнему продолжается.
"Рядом с Maxima все еще возвышается новостройка, на которую наложен арест. Пока не решится судьба этого дома, его нельзя сносить. Говорят, судебные разбирательства будут продолжаться еще как минимум один год, если не больше. Как известно, была идея разбить парк на месте Maxima, посадить там 54 дерева. Но вся загвоздка в этой новостройке", — посетовала Людмила Васильевна. Ее семье уже выплатили компенсацию. Правда, цифру моя собеседница попросила не указывать.
"Я не хочу распространять подобную информацию. Но сумма единая на все семьи. Причем компенсацию пока выплатили только 54 семьям погибших. Отмечу, что она одна на всех членов той или иной семьи. А ведь где-то их восемь, десять. Так что один человек может получить всего несколько тысяч евро. Хотя некоторые люди думают, что единую компенсацию получает буквально каждый член семьи в отдельности. Нет, сумма делится и на детей, и на других родственников, которых соответствующие службы находят порой совсем в других странах, в том числе весьма далеких. А просто потерпевшие (разной степени тяжести) пока вообще не получили компенсацию", — рассказала Людмила Ларкина.
Даниэла Бурдукевич много лет занималась в известном детском балете "Арабеск" у Юлии Тихомировой. Когда мы беседовали четыре года назад, девушка рассказывала, что после школы она хочет поступить на хореографа. И вот ее мечта осуществилась. Двадцатилетняя рижанка отметила, что сейчас учится на третьем курсе Латвийской музыкальной академии имени Язепа Витола, а также продолжает сотрудничать со своей учительницей Юлией Тихомировой. Кроме того, преподает в балете SunRise в Иманте. Восемнадцатилетняя сестра Диана живет в Туманном Альбионе, а младшая, 16-летняя Снежана, учится в 10-м классе и, как и Даниэла, тоже живет с бабушкой и дедушкой.
"Как мы? По-всякому. Мы с дедушкой получаем пенсии. Дана подрабатывает. Она еще не замужем. Конечно, мы очень рады, что с нами проживают внучки. Мы друг друга стараемся во всем поддерживать. В общем, вместе живем, вместе плачем. Часто вспоминаем нашу маму Юленьку. Сейчас для меня и для Геннадия самое важное, чтобы девчонки закончили учебу. И чтобы замуж вышли. Тогда у нас на сердце будет спокойно. Мы ведь с дедом не молодеем с каждым годом. Внучки у нас очень хорошие. Просто молодцы! А вечером после мероприятия у памятника соберемся с Аленой Гуровой (у нее муж Андрей погиб), которая проживает рядом с нами. Каждый год вместе стол накрываем. Приходят наши друзья и знакомые. Мы всегда рады гостям", — подчеркнула Людмила Васильевна.