РИГА, 18 ноя — Sputnik. Депутат Европарламента Андрей Мамыкин на своей странице в Facebook опубликовал пост, приуроченный к 99-летию провозглашения Латвийской Республики, в котором выразил свои сожаления о том, что государство, которое изначально создавалось как демократическое, превратилось в оплот лжи, военных провокаций и дискриминации.
Я очень люблю Латвию. Не как землю, не как страну и не как родной район или город. А именно Латвию — как государство. И знаете, почему?
Именно поэтому в Латвии 1918 года не было понятия "государственный язык". Именно поэтому чиновники принимали заявления на трех языках, и на них же можно было вести судопроизводство. Именно поэтому в Сейме официально можно было выступать на латышском, русском и немецком. (Тут, правда, была хитрость: если депутат хотел попасть в протокол с полной расшифровкой, то надо было выступать на латышском, если в кратком пересказе протоколиста — то можно и на двух других языках. Но я согласился бы именно на такую позитивную дискриминацию в пользу латышского, если бы сегодня в Сейме тоже можно было бы говорить на немецком и русском.)
И жизни отдавали: и католики-поляки, и староверы-русские в зимних боях 1919-1920 годов готовы были умереть за свою Латвию. И Латгалия вошла в состав Латвии самой последней и на правах особой автономии.
Мудрые были те, кто в императорском театре 18 ноября 1918 года подписал манифест о создании Латвийской Республики. Ой, мудрые…
* * *
Если бы отцы-основатели Латвийского государства дожили бы до сегодняшней даты, они сгорели бы от стыда за своих наследников. А поскольку они не дожили, то, я уверен, они каждый год переворачиваются в гробах 18 ноября, когда их политические последователи не без националистического пафоса возлагают цветы на их могилы.
Они сгорели бы от стыда за то, что одну из старейших и демократичнейших конституций Европы (Латвийское Сатверсме) недостойные потомки в 2010-е годы изнасилуют преамбулой, превращающей страну в латышский заповедник.
Они стыдились бы за то, что ранее, когда еще не прошло и полных 7 лет с момента восстановления полной независимости в августе 1991, как Конституцию Латвии напичкают в 1998 году еще четырьмя статьями — что общаться с государством можно дескать только на латышском. Или о том, что депутат Сейма, если за него проголосовали хоть 10 тысяч, хоть 100 тысяч человек, никогда не вступит в должность, если он не поклянется латышскому языку. Это даже не язычество.
Им определенно было бы стыдно за то, что флаг Латвии превращен в фетиш, и если ты сегодня просто отказываешься носить ленточку цветов флага, то тебя автоматически запишут во врага.
* * *
Я много в своей жизни думал о том, почему Рига и Латвия в 1920-е годы так гремела по всей Европе — от вкуснейшего сливочного масла до острейших интеллектуальных дебатов? Потому что здесь была синергия всех, кто жил в Латвии и кто хотел её сделать сильнее и сплоченнее.
У меня не выходят из головы многочисленные рассказы бабушки моей супруги, которая даже во время нацистской оккупации Латвии в 1942-1943 годах училась в школе по русским учебникам, изданным в довоенной Латвии. Мысль, которую я всякий раз гоню от себя: неужели нацисты относились к русскому населению Латвии в войну лучше, чем существующее отношение правых партий к школам нацменьшинств сегодня?
Почему трое моих сыновей, представителей древнего староверского рода Латвии, могущие нарисовать свою родословную в Латвии на 350 лет назад, предки которых были награждены высшими наградами довоенной Латвии, сейчас по велению Шадурскиса должны забыть о праве 100% обучаться на русском языке в школах Латвии?
* * *
Если нам дорога память о довоенной Латвии, если мы хотим встретить 100-летие нашей страны через год достойно, нужно вернуться к истокам этого государства. Страны, где место есть всем: и еврейским лавочникам, и латышским крестьянам, и немецким адвокатам, и русским купцам…
Именно сегодня, в день, просто перекормленный официозом и лживыми речами бывших комсомольцев, мне думается о Латвии, которую мы потеряли и до сих пор повторно не обрели.
— —-------------------------------
P. S. Эта сноска для тех, кто окончательно прокукукал себе свой моск, больше совсем не умеет думать и знает ответы на все вопросы: весь текст выше мне только что надиктовал Путин в Кремле (где я в данную секунду и нахожусь), и заплатил за публикацию баснословные деньги (разумеется, в рублях).