РИГА, 16 ноя — Sputnik, Владислав Федотов. Каспарс Горкшс до недавнего времени был одним из лидеров сборной Латвии по футболу, ее капитаном. Теперь у него впереди совсем другая цель, но связана она все так же с футболом и желанием исправить положение вещей, сложившееся в этом виде спорта в Латвии.
Sputnik Латвия побеседовал с одним из наиболее реальных кандидатов на пост президента Латвийской федерации футбола (ЛФФ), и в первой части разговора речь пойдет о нынешнем главе ЛФФ Гунтисе Индриксонсе и о том, почему дела латвийского футбола обстоят так печально.
— Каспарс, об уходе из сборной ты уже объявил. Означает ли это, что ты окончательно поставил точку в карьере игрока или до конца еще не решил?
— Нет, для себя я определился, у меня было достаточно времени. Карьеру в сборной я завершил на сто процентов, а играть на таком уровне, которого когда-то достиг, больше не буду. Но, конечно, я останусь в футболе, даже если это будет любительский уровень.
— То есть можно ожидать твоего выхода, например, в составе "Ауды"?
— Ну да. Папа мне звонит почти каждый день и напоминает, что когда-то я ему обещал еще сыграть за "Ауду", вместе со своими братьями.
В настоящий же момент я двигаюсь в выбранном для себя направлении. Я — кандидат в президенты ЛФФ и большинство своего времени посвящаю достижению именно этой цели. Воспринимаю ее очень серьезно, подхожу ответственно и понимаю, что если хочу достичь намеченного, то этому необходимо отдать всего себя.
— Когда ты понял, что тебе интересна именно такая работа?
— Первый сигнал был на прошлых выборах в апреле 2016 года — тогда и задумался. Я понимаю, что в футболе Латвии назрели изменения, которые помогут ему двигаться вперед вместе с мировыми тенденциями. Считаю, мы застряли на данный момент и пытаемся несовременными методами достичь целей, которых уже достигли в прошлом.
— Думаю, что о модернизации работы мы можем разговаривать во всех аспектах — это касается и модели управления, и методик, которые не стоят в мире на месте. Вместе с этими тенденциями меняется и роль тренера, само отношение к игрокам, а также их отношение к своему любимому делу — футболу. Нюансов много, но мы можем их улучшить.
— Гунтис Индриксонс в прошлом году сам прилетел к тебе в Чехию переговорить насчет твоего преемничества, верно?
— Это действительно так. В первый раз мы встретились после того, как он объявил меня своим преемником.
— То есть Индриксонс сначала объявил, а потом прилетел на встречу с тобой?
— Да, в Чехии мы поужинали вместе, поговорили на футбольные темы. Могу сказать, что взгляды у нас довольно различаются. Это касается и развития латвийского футбола, и того, в какую сторону он должен идти. Тем не менее после этого он еще неоднократно называл меня идеальным кандидатом на свое место.
— Ты сказал, что во многом ваши взгляды с Индриксонсом не совпадают. Назови один главный момент.
— Индриксонс любит говорить об элитном футболе. Я, наоборот, считаю футбол чем-то большим, нежели просто видом спорта. Футбол имеет социальную значимость, кроме того, это способ обратить внимание на некоторые проблемы в стране. Например, футбол может сплотить людей из разных кругов общества и дать возможность каждому человеку проводить время хорошо и в хорошей компании.
Я смотрю на футбол не только как на профессиональный вид спорта. На мой взгляд, задача ЛФФ — заинтересовать как можно больше мальчишек и девчонок футболом. И даже если они не достигнут в нем высот, то пусть просто любят его, приходят на игры и заполняют трибуны наших стадионов.
— Как это можно осуществить?
— Должна появиться долгосрочная программа развития латвийского футбола, где все начинается с хорошо организованной системы массового футбола, как детского, так и любительского. Отсюда дальше и растут таланты, о которых в будущем мы уже сможем говорить как о звездах латвийского футбола.
О значении результата и каким должен быть тренер сборной
— Ты согласен с утверждением Индриксонcа, что общество судит о нашем футболе по результатам сборной?
— Я согласен, что в данный момент так дело и обстоит. Но это происходит исключительно по вине самой федерации. Мы все время разговариваем о местах сборной, ее рейтинге FIFA, в СМИ тоже большей частью пишут об играх сборной. А футбол — это не только национальная сборная, он бывает разным.
Поэтому я считаю неправильным смотреть на футбол в Латвии сквозь призму сборной. Еще какое-то время, наверное, она точно будет проигрывать больше матчей, чем выигрывать, ее результат на данном этапе не должен становиться приоритетом работы ЛФФ.
Надо заниматься воспитанием молодежи, способной укрепить в дальнейшем главную команду страны, а завершившие карьеру игроки должны укреплять административный аппарат — это будет естественным и закономерным итогом проделанной работы.
— А тебе самому никогда не хотелось стать тренером?
— Такого желания не было и пока не появилось. Хотя, я уже говорил, что футбол сейчас идет в сторону иной тренерской методики, где тренер уже больше мотиватор, психолог, эдакий менеджер даже. Вот при таком раскладе я мог бы пригодиться как тренер. К слову, как для тренера, так и для президента федерации очень важна команда, его ассистенты.
— Выделить можно очень многих, но кто мне навсегда запомнится, так это мой первый тренер Юрий Доценко. По сути, он был для меня вторым отцом и помог развиться не только как футболисту, но и как человеку и личности.
Еще я бы отметил Романа Григорчука с его энтузиазмом и амбициями. Он буквально заразил меня своей харизмой. Помню, прошло очень мало времени, а я снова начал получать удовольствие от футбола!
— Погоди, но ты же играл там в "Вентспилсе" всего ничего – один сезон!
— Да, но есть тренеры, которые запоминаются за очень короткий период времени. Тем более что перед "Вентспилсом" я вообще думал заканчивать с карьерой.
— Кстати, Роман Григорчук ведь тоже рассматривался как один из кандидатов на пост главного тренера сборной Латвии этой весной.
Григорчук, кстати, сначала нам отказал, но потом увидел, с каким энтузиазмом мы с Марисом его убеждаем, и поменял решение, ответив, что готов рассматривать такой вариант, но все равно из этого ничего не вышло.
— А какой самый необычный тренер был в твоей карьере?
— Разное бывало. Как-то один раз тренер ударил игрока в раздевалке. Мы играли в Уотфорде, там была такая маленькая раздевалка, коуч выбрал такого игрока, который бы не смог ответить, и ударил его головой. Для меня это было некоторым потрясением и очень странным опытом. Ну и закономерно, что весь сезон команда потом только "сыпалась".
К слову, три года, проведенные в "Куинз Парк Рейнджерс" в таком плане были для меня самыми интересными, потому что в какой-то момент там менялся тренер чуть ли не каждый месяц. Сняли даже документальный фильм о команде, я иногда с большим интересом просматриваю его и вспоминаю те времена.
— Разделять по национальности здесь абсолютно неправильно. На мой взгляд, со сборной должен работать самый лучший и квалифицированный специалист, которого мы можем получить в соответствии с возможностями бюджета федерации. Опять же, такой тренер должен иметь долгосрочное видение своей работы, и, конечно, ему необходимо дать какое-то время на реализацию своих идей. Более того, сборные всех возрастов должны работать по одной методике, чтобы переход игрока из одной команды в другую был по возможности более естественным.
— Значит ли это, что перед тренером сборной не будет стоять задача набрать столько-то очков или занять такое-то место?
— Ты пытался понять, как им это удалось?
— Я собираюсь встретиться с управляющими Эстонской футбольной федерации, мне на самом деле интересно, как они этого достигли. Даже без сильного местного чемпионата, может, только с одной яркой звездой, но по уровню инфраструктуры они определенно обогнали нас.
Каспарс Горкшс — 35 лет, воспитанник футбольной школы «Ауда», по амплуа — защитник. В 22 года уехал пробиваться в Швецию (выступал за клубы "Эстер" и "Ассириска"), в 2006 году вернулся в Латвию и с "Вентспилсом" выиграл чемпионат страны. В 2007-м начался английский этап карьеры ("Блэкпул", "Куинз Парк Рейнджерс", "Рединг", "Вулверхэмптон", "Колчестер"), продлившийся восемь лет. В 2015-2016 гг. выступал за греческий "Эрготелис" и чешскую "Дуклу", затем вернулся домой и отыграл сезон в "Лиепае", в этом году защищал цвета ФК "Рига". В сборной Латвии дебютировал в 2005-м, провел в ее составе 89 матчей и забил 5 голов.