Депутата от правящей партии Союз крестьян и зеленых Литвы Линаса Бальсиса подозревают в потреблении алкоголя в рабочее время; политик ходит в парламент пьяным, обвинили коллеги Бальсиса.
"Я не абстинент, конечно, нет — я сторонник французской культуры, пью вино, с этим все нормально", — ранее отвечал депутат всем любителям принюхаться к нему на предмет алкогольных флюидов.
Вице-спикер Сейма Рима Башкене поспешила пригрозить политику импичментом, использовать метод кнута.
А ведь в случае Бальсиса пристрастие к алкоголю смело можно расценивать как профзаболевание. Ранее Линас Бальсис работал пресс-секретарем Дали Грибаускайте. Быть рупором presidente — дело нелегкое, весьма сюрреалистичное. Без допинга не обойтись. Да и в целом "закладывать за воротник" — социальная норма в Литве. Всемирная организация здравоохранения отдает литовцам мировое первенство по количеству выпитого. В этом отношении народный избранник Линас Бальсис остается максимально близок к народу.
Вот и председатель партии "Порядок и справедливость", депутат литовского Сейма Ремигиюс Жемайтайтис выступил в защиту Бальсиса.
Литовская политика действительно богата своими питейными традициями. Алкоголики имеются в каждой политической фракции и на различных важных государственных должностях, рассказывал экс-консерватор Наглис Путейкис, утверждая, что большая часть политиков как только могут покрывают пагубное пристрастие своих коллег.
Народные избранники нередко теряли чувство меры, превращаясь в героев курьезных историй и новостных хроник. Так, достоянием широкой литовской общественности регулярно становились нетрезвые хулиганства консерватора Эгидиюса Варейкиса.
Спустя три года с Варейкисом произошел очередной курьез. Находясь на приеме в посольстве США, депутат принял лишнего, после чего благополучно заснул на диване. Примерно в это же время случился конфликт и в семье политика. В состоянии алкогольного опьянения Варейкис нанес телесные повреждения собственной супруге. Был начат уголовной процесс. Но тогда семейная любовь победила любовь народного избранника приложиться к стакану: супруги смогли прийти к мировому соглашению, дело было закрыто.
Пагубная привычка депутата, однако, никуда не ушла: осеннюю парламентскую сессию 2014 года Варейкис провел на лечении от алкогольной зависимости.
Непомерное пристрастие литовских политиков к выпивке вынудило отдельных тверезых депутатов начать борьбу с пагубной привычкой коллег.
После этого инцидента консерватор Кястутис Масюлис представил поправку к Уставу Сейма с предложением уравнять депутатов с работниками других профессий (в соответствии с Трудовым кодексом Литвы пьяный сотрудник не допускается до работы, а день прогула высчитывается у него из оклада — прим. АС). Такая инициатива, по мнению политика, должна была позволить парламентариям самостоятельно проверять подозрительных коллег на алкотестере. Отказ от проверки приравнивался бы к признанию вины.
"Я надеюсь, что такая поправка сделает депутатов дисциплинированнее, некоторые, наконец, прекратят злоупотреблять алкоголем. С такими невозможно договориться", — возмущался Масюлис, добавляя, что работа в Сейме в состоянии алкогольного опьянения может принести большой ущерб государству и имиджу Литвы за рубежом.
За постсоветские годы ситуация с потреблением алкоголя в Литве, как и в соседних странах Балтии, ухудшилась. Ощущая запрос общества на борьбу с алкоголизмом в предвыборной кампании Центристской партии Эстонии 2005 года, например, появилось обещание дать "каждой женщине — по трезвому мужчине". Литовским политическим силам впору обещать своим избирателям дать "стране — непьющих политиков". Да и "партия трезвенников" вероятно имела бы в Литве хорошие электоральные перспективы — местный избиратель как раз соскучился по свежим политпроектам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.