РИГА, 10 ноя — Sputnik. Страны Северной Европы согласны в том, что регион Балтийского моря и Арктики необходимо защитить от возможного российского вмешательства, пишет El País. Перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
Наиболее часто повторяемым словом в ходе Северного совета — саммит пяти государств региона прошел на той неделе в Хельсинки — стало слово "доверие". Преданность друг другу — это знамя, которое Исландия, Норвегия, Дания, Швеция и Финляндия водружают, когда говорят о достоинствах жизни в самом сильном в Европе, а возможно, и в мире, регионе всеобщего благоденствия.
Такая идея о единстве соответствует реальному положению дел, когда речь идет о противодействии общим угрозам, таким как Россия. Но единство дает трещину, когда дело касается одного из самых глубинных вызовов последних лет — иммиграции.
Дискуссия об иммиграции разгорелась не на шутку, и уже неудивительно слышать от наиболее экстремистских кругов, что они решительно против интеграции беженцев в их общества. "Они находятся здесь временно и вернутся к себе домой. Надеемся, что они сделают это скорее раньше, чем позже", — утверждает представитель ультраправой Датской народной партии Миккель Денкер. Между тем зеленые левые Северной Европы ставят Швецию в пример остальным.
На саммите Северного совета наиболее реакционно настроенная группа политиков отстаивала ценности стран Северной Европы, доведенные до крайности: государство всеобщего благоденствия, рынок труда и отсутствие границ только для граждан с паспортами стран этого региона. Между тем партии Северной Европы, например, социал-демократы, консерваторы и зеленые, настаивают на том, чтобы проводить политику предоставления убежища и служить в этом плане маяком для всего Евросоюза.
В Евросоюзе Швеция испытывает самое сильное после Германии миграционное давление. В свое время она являлась наиболее привлекательным пунктом назначения для мигрантов на "балканском маршруте", сейчас уже практически не досягаемом. Стокгольм предоставил убежище 22 тысячам беженцев с начала года. Но под влиянием соседей и давлением популистов шведская политика была пересмотрена: по данным Иммиграционного бюро страны, 21 тысяча ходатайств была отклонена. Почти половину из них представили просители из Афганистана, куда им придется вернуться, несмотря на тревожную ситуацию из-за усиления талибов.
Страны Северной Европы (кроме Исландии) в 2016 году поставили себе задачу выслать тысячи нелегалов. Решение в духе ксенофобских политических группировок, достаточно сильных в регионе, основывается на утверждениях о том, что по вине мигрантов всеобщего благосостояния "не хватает" на всех, что социальное расслоение растет в силу недостаточного образовательного уровня вновь прибывших и что материальная помощь должна оказываться в странах происхождения беженцев, поскольку это "гораздо дешевле", как заявляет Юхо Эерола из движения ксенофобского толка "Северная свобода", депутат "Истинных финнов" и вице-президент Северного союза.
Стереть границы
Эерола выступает за уничтожение границ для обладателей паспортов стран Северной Европы. "Свобода передвижения между нашими странами еще больше сплотит регион", — вторит ему премьер-министр Финляндии, консерватор Юха Сипиля. Норвегия и Дания, где парламентское большинство тоже в руках консерваторов, также настаивают на необходимости избавить своих граждан от внутренних границ. Достаточно лишь прогуляться по улицам Хельсинки, чтобы понять, что население здесь совершенно однородное.
Но Швеция вновь возражает: "Здесь [на саммите] мы решаем, каким мы хотим видеть наше общество", — подчеркивает премьер-министр Швеции, Стефан Левен. Социал-демократы пытаются противодействовать явному желанию Совета создать две параллельные системы — для граждан северных кровей и для иностранцев.
"Никогда не думал, что буду наблюдать подобную ситуацию здесь. И это называется северное сотрудничество?" — сетует лидер Норвежской рабочей партии Мартин Колберг.
Единство для защиты
Несмотря на имеющиеся между пятью странами противоречия, все они сходятся в том, что оборона и безопасность должны быть общим делом, особенно если это касается Балтийского моря и Арктики, где существует историческая угроза российского вмешательства.
"Это то, чему с каждым разом отводится все больше места в нашей повестке дня", — заявила председатель Северного совета Бритт Лундберг.
"Наш регион очень сплочен, но сейчас мы проходим зону турбулентности", — признает министр обороны Франк Бакке-Йенсен, говоря о росте военного напряжения на Балтике.
Швед Ханс Валмарк, лидер группы консерваторов, предупредил о том, что бухта Хельсинки — самая большая в Балтийском море — находится всего в 200 км от России и что приоритетом должна стать способность ответить на возможное вторжение. "Угроза реальна, и мы, северные страны, должны охватить своим взором также и Балтию", — отметил он.
Либерал Андерс Самуэльсен, датский министр иностранных дел, приводит тот же аргумент, чтобы продемонстрировать, указывая уже непосредственно на Россию, что ситуация "тревожная".
Однако в сложившейся ситуации имеется и свой "слон в комнате", в качестве которого выступает НАТО. Ведь шесть стран этого региона (Исландия, Норвегия, Дания, Эстония, Латвия и Литва) входят в состав альянса. Кроме того, в Швеции и Финляндии, у которой общая с Россией граница составляет около 1 300 км, ведутся споры о возможном присоединении к военному блоку.
Финский президент Саули Ниинистё даже заявил, что этот вопрос будет решаться путем референдума, не уточняя, будет ли организован плебисцит лишь в случае его переизбрания на президентских выборах в ближайшем январе, на которых он имеет 70% поддержки избирателей. Впрочем, согласно проведенному недавно опросу телеканала Yle, лишь 21% финнов поддерживает вступление страны в альянс, что, даже по мнению самого Ниинистё, является слишком низким показателем, чтобы хотя бы затеять обсуждение членства в НАТО.
Тем не менее, Франк Бакке-Йенсен настаивает на том, что "ни одна страна не готова" терпеть вмешательство извне. Именно отсюда проистекает необходимость действовать сообща, как один регион. По меньшей мере в глазах иностранцев.