Очередная громкая новость о бескомпромиссной борьбе США с "русской угрозой": Пентагон выделит в будущем году 4,6 миллиарда долларов на "противодействие" России в Европе по программе "Европейская инициатива сдерживания" (European Deterrence Initiative). Среди прочего в бюджете американского военного ведомства на 2018 год заложено 350 миллионов долларов военной помощи Украине и 100 миллионов — Латвии, Литве и Эстонии на "улучшение их обороноспособности и возможности сдержать российскую агрессию". Для того, чтобы оценивать указанные цифры, необходимо иметь представление об общем масштабе происходящего, в котором ими оперируют, отмечает Ирина Алкснис на РИА Новости.
Тонна яблок это много или мало? Очевидно, что в данном случае имеет принципиальное значение, для кого — для одной семьи, для детского сада или для города-миллионника.
Так как обстоят дела с масштабами в данном случае?
Всего в 2018 году американскому военному бюджету выделят 640 миллиардов долларов. Из них, в частности, на зарплаты военнослужащим пойдет 141,5 миллиарда, а на закупку новых самолетов и вертолетов — более 20 миллиардов.
На этом фоне 100 миллионов, выделенных "прибалтийским тиграм", выглядят даже не насмешкой, а издевкой. Кстати, Киев до проведения неких "институциональных" реформ в своей армии сможет получить только половину из предусмотренных 350 миллионов. То есть 175.
Учитывая, что речь идет о странах, которые ждут российского вторжения со дня на день (уже четвертый год, но оставим это за скобками), чье все внешнеполитическое — и в значительной части внутриполитическое — позиционирование зиждется на представлении себя как жертв, которые грудью лягут на пути "русской угрозы" для спасения остальной Европы, подобная финансовая поддержка выглядит оскорбительной.
Вопрос в том, на что конкретно пойдут эти миллиарды и какие цели на самом деле преследуют Штаты, увеличивая свое военное финансирование в Европе.
Ответ на этот вопрос вовсе не так однозначен, как может показаться.
С одной стороны, приведенный выше пример с Украиной и странами Прибалтики, которые, как прямо заявляется на Западе, находятся под самой высокой угрозой нападения со стороны России, прозрачно указывает на то, что действия американцев там носят символический и ритуальный характер.
С другой стороны, на днях журнал "Шпигель" опубликовал статью, посвященную недавно рассекреченному документу МИД ФРГ, согласно которому США вольны выбирать, вступать или не вступать в войну в случае нападения на страну — члена Североатлантического альянса. Тем самым рассыпался в прах очередной "незыблемый" постулат современного мира, согласно которому членство в НАТО является гарантией безопасности для страны, поскольку в случае нападения на кого-нибудь из членов альянса США обязательно вступят в войну на его стороне.
В-третьих, пищи для размышлений добавляют явно усложнившиеся в последнее время отношения между США и Европой. Тут и провал Трансатлантического торгового партнерства, и откровенные трения по поводу снабжения Старого Света энергоресурсами (попытки Вашингтона торпедировать газопровод "Северный поток — 2" при открытой поддержке того со стороны Берлина и других европейских столиц), и даже все более настойчивые разговоры о необходимости создания европейской армии как альтернативы НАТО.
При этом куда более актуальной и острой проблемой для США является то, что Европа все более активно расширяет свою свободу маневра и в целом очевидно, нацелена на избавление от полуколониальной зависимости от мировой сверхдержавы. Тем более что текущие внутриполитические неурядицы в Штатах предоставляют благоприятный шанс для этого.
В результате представляется совсем не фантастичным вариант, что главной целью запланированных на следующий год антироссийских военных расходов Пентагона в Европе является вовсе не Россия, которая выступает в качестве удобного предлога, а сама Европа. Речь идет об усилиях Вашингтона по восстановлению контроля над Старым Светом, почувствовавшим ослабление глобального гегемона и пожелавшим освободиться от надоевшей подчиненности.