РИГА, 5 ноя — Sputnik. В Литве раскручивается скандал, грозящий выйти на общеевропейский уровень: литовская писательница Рута Ванагайте заявила, что Адольфас Раманаускас — местный герой антироссийского эпоса, один из командиров "лесных братьев", годом которого в стране хотели объявить грядущий 2018-й, сотрудничал с НКВД и сдавал чекистам некоторых своих соратников.
В результате Ванагайте окрестили "чекисткой и путинской агентшей влияния" и предложили объявить писательнице бойкот. Ванагайте перестали приглашать на какие-либо мероприятия и привлекать к участию в освоении европейских "денег на культуру". Мало того, издательство уничтожило тиражи ее произведений. А известный литовский политик Витаутас Ландсбергис вообще потребовал, чтобы Ванагайте пошла в лес и застрелилась.
По мнению заместителя главного редактора аналитического портала RuBaltic.ru, политолога Андрея Старикова, проблема гораздо шире, чем можно себе представить, ведь здесь речь уже идет не конкретно о Ванагайте, а об общей ситуации, сложившейся на данный момент в Литве, и даже не о политике, а о самом обществе этой страны. Стариков отмечает, что преступление Ванагайте заключается в том, что она обнародовала неудобные для консервативной литовской части общества информацию о национальном герое и перешла черту, зайдя за пределы, допустимые в рамках общепринятого национального мифа, считает Стариков.
"Когда Ванагайте пишет о соучастии литовцев в Холокосте — ее не трогают, когда она рассказывает, как литовцы участвовали в карательных операциях — ее не трогают, но когда она говорит, что литовский герой сотрудничал с НКВД — ее начинают прессовать, отсюда следует, что участвовать в Холокосте можно, а обвинить "лесного брата" в сотрудничестве с НКВД — это уже нельзя — такова расстановка приоритетов", — пояснил Стариков.
Политолог подчеркнул, что Ванагайте никогда не высказывала никаких симпатий в отношении России, она не общается с российской прессой и связей с ней не поддерживает.
Стариков также высказался о политике литовского президента Дали Грибаускайте, назвав ее идеальной моделью политического перевертыша и человеком, который овладел политикой как искусством. Стариков пояснил, что вся политическая система Литвы выстроена под Грибаускайте, которая является ее стержнем.
"Это гениально, уметь так подать себя и так изменить взгляды", — отметил политолог.
Он также рассказал, что по его мнению, многие литовцы верят в возможность нападения России, что опять-таки поддерживается национальными мифами об СССР. Но основными потребителями этих "баек" становятся в основном малообразованные слои населения с консервативной направленностью мышления. Стариков отметил, что именно консерваторы оказывают основную поддержку деятельности Грибаускайте.
Стариков в числе прочего прояснил, почему ни одна из женщин-политиков Латвии не вошла в рейтинг 100 самых влиятельных женщин мира по версии Forbes, хотя Грибаускайте и эстонский президент Керсти Кальюлайд попали туда. Политолог отметил, что на данный момент в Латвии нет женщин-политиков, которые бы занимали яркие и сильные позиции, позволяющие обратить на себя внимание, но появление нового латвийского лидера-женщины — вполне возможно.