Дмитрий Дюжев сыграет в Риге "Евгения Онегина"

© Sputnik / Екатерина Чеснокова / Перейти в фотобанкАктер Дмитрий Дюжев
Актер Дмитрий Дюжев - Sputnik Латвия
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Волшебного слова Пушкина очень не хватает в наши дни, убежден артист

В субботу, 28 октября, в 19:00 на сцене Большой гильдии рижане увидят актера Дмитрия Дюжева в необычном амплуа в моноспектакле по бессмертному произведению Пушкина. Корреспондент Sputnik Латвия Евгений Лешковский выяснил, о чем расскажет классик устами артиста.

"Евгения Онегина" любил всегда — сыграть смог только теперь

В Латвии многие ждут моноспектакль "Евгений Онегин". Во-первых, интересно, как в интерпретации Дмитрия Дюжева оживут строки Пушкина, да еще и в музыкальном сопровождении композиции Сергея Прокофьева. Во-вторых, интересно и посмотреть на Дюжева, читающего классическое произведение, ведь большинству актер известен совсем с другой стороны — по фильмам, где он почти всегда играет сильную личность, например, в новом году должна выйти картина "Тобол".

— "Тобол" — это очень большая работа режиссера Игоря Зайцева по роману сильнейшего писателя современности Алексея Иванова ("Золото бунта", "Сердце Пармы", "Географ глобус пропил"). Как говорится, "полный метр". Фильм об истории освоения Сибири в петровские времена, о первом сибирском губернаторе, князе Матвее Гагарине и русском просветителе Семене Ремезове. Я в картине играю императора Петра I. Но это совсем другая история. У вас в городе я покажу совершенно другую работу. Стараюсь балансировать между театром и кино — это важно: поскольку это две разные "сцены", а актер, играя и там, и там, становится только сильнее.

Слов о любви сегодня не хватает

— Кто вы в моноспектакле: Евгений Онегин, сам автор Александр Сергеевич, или?..

— Я в этом спектакле "представляю" как героев Пушкина, так и самого Александра Сергеевича. Делаю это изначально в форме рассказа, вводя зрителей в курс дела, а потом перевоплощаюсь в героев Пушкина — как будто бы моих. И эти герои — не скучные люди, которые хотят спать и ударяются в дремоту. Нет там хандры, лени… Важно понимать, что мы в романе (как произведение называл сам Пушкин) "Евгений Онегин" очень внимательно разглядываем жизнь не простых людей, живущих "унылой осенней порой", бесконечно ездящих друг к другу, скучающих и пьющих чай, — это, можно сказать, среда олигархическая. В "Евгении Онегине" — нескучное описание дворянства в России!

— А "слово Пушкина" звучит? Не сложно для восприятия рядового зрителя наших дней, когда ритм жизни совсем другой?

— Вообще, волшебного слова Пушкина очень не хватает в наши дни. Оно будоражит тебя изнутри, вызывает миллион эмоций и ассоциаций. Сам человек начинает жить красотой этих слов. Убежден, нам теперь надо мучительно вспоминать слова, чтобы так красиво, как у Пушкина, объясниться, например, в любви или в отречении от любви, как рассказать о страдании от любви. Ну кто сейчас скажет о любви — "как в землю падшее зерно весны огнем оживлено"?

А кроме того, Пушкин удивительно подмечает наш быт, устои, наши правила. Все в книге про нас — сегодняшних! Наконец, это увлекательнейшая история любви Татьяны и Евгения. И таких вот историй очень не хватает нынешнему времени…

— Произведение "Евгений Онегин" и экранизировали, и спектакли ставили несчетное число раз. Одни режиссеры старались передать все, чтобы сохранить "дух классика", другие осовременивали, переосмысляли. А у вас как?

— Нет-нет, я придерживаюсь классики. Я рассказчик произведения. Мне нравится классический театр и классическое чтение — не изменяя ни на секунду автора. Для меня очень важно слово Александра Сергеевича. Все ведь в нем есть — ни убавить, ни прибавить. И я не совсем понимаю некоторых своих коллег, которые, узнав, чем я занят так много времени, говорят: а что там показывать — слова, слова, "любила-разлюбила"… Не согласен я с ними! В романе столько сюжетных ходов, столько драматургических поворотов, что мы будто бы жизнь заново познаем.

Еще поди пойми этот русский язык…

— Вы в Таллине уже показывали этот спектакль. Как там приняли?

— Я очень боялся того выступления. Я был готов к тому, что эстонский зритель может что-то недопонять, когда я произнесу что-то вроде "ума не внемля строгим пеням". Тут даже не каждый современный русский зритель поймет, о чем идет речь. Надо не просто знать язык, но чувствовать его — и понимать образный ряд Пушкина. Однако в итоге этот неожиданный для меня опыт в Эстонии увенчался успехом, да еще каким!

Да и для актера "Евгений Онегин" — это большая проверка: сто печатных страниц надо знать наизусть. Впрочем, работа над этим сложнейшим произведением очень интересная — если действительно любишь роман автора. Да и не скучен "Евгений Онегин", и юмора там много. Его, кстати, многие не замечают в романе. Зато в зале, когда слушают, иногда смеются в полный голос, словно по-новому узнавая хрестоматийное произведение. Зритель не скучает, ведь все на одном дыхании. И границ удивления, я обещаю, не будет — ни у тех, кто знает "Евгения Онегина" наизусть, ни у людей, даже не читавших роман.

— Моноспектакль – большое испытание для актера: вот он — один, произведение надо знать даже не просто наизусть, и, если ошибешься, тогда не подстрахует никто…

— Согласен на все сто! Во-первых, еще попробуй удержать в голове столько страниц поэзии. Этот труд не одного месяца работы — выучить все, запомнить и повторять, "прогонять". С этим надо жить. Каждую неделю обязательный "прогон" — репетиции. И если что-то забыл, то снова погружаешься в роман, отодвигая в сторону любую другую работу. А если не повторил раз в неделю, затянул на две, тогда — учи наизусть целые части романа. Подобные моноспектакли многие считают прямым путем к провалу. 

Во-вторых, очень сложно тебе одному два часа удерживать внимание зрителя. Физически люди просто устают "выносить" поэтический слог. Но я вам скажу, что мой педагог по художественному слову, светлейший человек, народная артистка РСФСР — Антонина Кузнецова, режиссер спектакля, сумела добиться того, чтобы зритель не просто не уставал, но вообще забывал о времени. Так что, друзья, "Евгений Онегин" в этом моноспектакле звучит — и играет! — совсем по-новому. 

Лента новостей
0