РИГА, 24 окт — Sputnik. Родился Аркадий Райкин в семье лесного брокера, работавшего в Рижском порту. "В его обязанности входило встречать и контролировать груженные лесом суда и баржи, а также ездить в другие порты, где он отбирал и закупал образцы лесоматериалов. Он мало уделял нам внимания: работал не покладая рук", — вспоминал Райкин в автобиографической книге.
Вскоре началась Первая мировая война, фронт приближался к Риге, и семья покинула город.
Воспринимал ли Райкин Ригу как место своего рождения?
"Конечно", – считает его сын Константин Райкин. – К Риге он, по-моему, прикипел уже позже. Наверное, тогда, будучи еще несмышленым ребенком, он мало что сохранил в памяти. Но эмоционально потом он очень полюбил и Рижское взморье, и город Ригу, красоту города, много меня водил по нему. Его организм нездоровый (папа всю жизнь был сердечником) очень тяготел к этим местам, он регулярно сюда приезжал. (Из интервью радио Балтком).
Сам Аркадий Исаакович так вспоминал о рижском детстве:
"Родители увезли меня из Риги пятилетним, но во мне существует как бы мерцающее ностальгическое чувство к этому городу. Образ раннего детства, невыразимо волнующий, почти музыкальный, отнюдь не фантазия, не причуда сентиментальной старости. Скорее, голос памяти, точка отсчета эмоциональной и даже духовной биографии.
Двор был запретен, зато доступна была Эспланада, моя вотчина, средоточие моих страстей: всегда привольно и радостно, по воскресеньям еще и торжественно. В воскресные дни по аллеям фланировали нарядные господа и дамы, играл духовой оркестр.
Помню, оркестр играет, а вокруг — всеобщее смятение: потерялся чей-то ребенок, ищут и не могут найти. Вдруг дирижер обрывает музыку, поворачивается к публике:
— Родители, не волнуйтесь, ваш ребенок здесь.
Меня потрясло, что дирижер, оказывается, наделен даром речи".
(Из книги "Воспоминания")
Когда в России торжественно отмечали 80-летие артиста, возник вопрос: а где именно в Риге родился Райкин?
В его книге указано — Дзирнаву, 16. (В других изданиях — 19). Аркадий Исаакович писал, что в детстве он видел из окна дровяной склад, а другие их окна выходили на частную гимназию.
Однако известный писатель-юморист Марк Дубовский, организатор фестиваля More smeha и других веселых мероприятий, по архивным данным выяснил, что Аркадий Райкин родился в доме на улице Авоту, 4, где в 1993 году была установлена мемориальная доска. Правда, официально она называется "памятный знак".
В интервью 2001 года Дубовский вспоминал, как группа российских юмористов впервые посетила родную квартиру Райкина.
"Типичный доходный дом во дворе. К тому же пятый этаж. Так вот, заходим мы туда всем нашим юмористическим десантом, и Семен Альтов домоуправским голосом с ходу выдает жильцам: "Так, придется перебираться — здесь будет музей". — "Какой еще музей?" — "Аркадия Райкина. Потому что он здесь родился".
Несчастная семья чуть в обморок не упала — и от мысли, чей дух витает в их стенах, и в ужасе от переселения. Но никакого музея, конечно, создать было нельзя — райкинских следов не сохранилось ни здесь, ни на Дзирнаву". (Из интервью газете "МК-Балтия").
В вышедшей в прошлом году книге "От Жванецкого до Задорнова" Марк Дубовский описывает этот эпизод несколько иначе.
"Звоним в дверь. Она после вялых раздумий открывается, на пороге стоят пьяноватый и свеженевыбритый дядя, в майке, и его тетя в классических утренних бигудях. Ошарашиваю их прямо во лбы:
– Доброе утро! Вы в курсе, что в вашей квартире Райкин родился?
– Не может быть! Когда? – прогундели они в ответ.
– Ну, не сегодня, конечно, 80 лет назад, – и в этот момент квартиру настигает "звездопад"!
Хозяева в шоке вжимаются в стены: живые Карцев, Жванецкий, Райкин, – а я серьезным голосом продолжаю:
– Примите наши поздравления: решением Рижской думы на доме будет установлен мемориальный знак, а в вашей квартире будет учрежден музей! У вас сколько комнат?
– Две.
– Что ж, будете жить в одной.
Хозяева согласно кивают, выдавливая из себя гостеприимные улыбки, но тут до них начинает доходить перспектива:
– Но позвольте, не согласные мы!
– Про музей это шутка, – успокаиваю я их и вручаю два билета на концерт".
Как бы там ни было, неизвестны свидетельства того, что Аркадий Райкин, неоднократно бывая в Риге, посещал дом, где он родился, или хотя бы пытался узнать его адрес.
Брат Аркадия Исааковича, актер и писатель Максим Райкин, вспоминал, что в 1939 году, когда в Латвии появились советские военные базы, "у отца с матерью была большая радость. Их разыскали рижане, позвонили по телефону и попросили приехать, так как сохранили им старую квартиру. К большому сожалению, лишних денег не было, и родители решили отложить поездку до лета 1941 года. Но мечтам не суждено было сбыться — началась война…". (Из книги "Про то, про это").
Но Ригу можно назвать городом Райкина даже не потому, что он тут родился и прожил первые пять лет своей жизни. Все-таки, он приезжал сюда почти каждый год, выступал, ходил по улицам, и здесь ещё живет немало людей, которые его помнят.