В Германии состоялись первые консультации в преддверии переговоров о создании нового правительства. Четыре партии пытаются найти компромиссы, но по отдельным вопросам их позиции бесконечно далеки друг от друга. В перспективах формирования нового кабинета министров разбирается обозреватель Sputnik Deutschland Марсель Йоппа.
Федеральный канцлер Ангела Меркель намерена по-прежнему оставаться самой могущественной женщиной в Германии. Но после потери значительной части голосов избирателей на последних выборах в Бундестаг ей необходимы сразу несколько партнеров по коалиции. В свой "круг избранных" лидер ХДС, наряду с "родственной" ХСС, намерена включить также традиционно близкую к экономическим кругам СвДП и "зеленых". После того как СДПГ, вторая по величине партия Германии, заявила о переходе в оппозицию, четырехсторонняя коалиция под руководством Меркель стала для нее последним шансом сохранить за собой пост главы правительства.
Миграционная политика
ХСС в прошлом уже неоднократно выступала за введение лимитов на прием беженцев из других стран. Ангела Меркель, однако, всякий раз отвергала это требование. Буквально на днях ХДС и ХСС удалось договориться о том, что в будущем все претенденты на получение убежища будут размещаться в специальных центрах в ожидании рассмотрения их заявок. "Зеленые" выступают категорически против этого, равно как и против планов Меркель объявить Алжир, Марокко и Тунис "безопасными" странами, чтобы федеральному правительству было легче депортировать беженцев из этих стран.
Оборона и внешняя политика
ХДС/ХСС в ходе избирательной кампании выступал за то, чтобы увеличить расходы на оборону до двух процентов от ВВП. На этом настаивает также президент США Дональд Трамп. В настоящий момент эти расходы составляют 1,2% ВВП. СвДП требовала даже 3% — но на оборону, дипломатию и помощь в развитии. "Зеленые" против дополнительного финансирования армии и хотели бы увеличить поддержку развития.
"Зеленые" еще до начала избирательной кампании выступали за сохранение жесткой политики по отношению к России. По их мнению, санкции должны оставаться в силе или даже ужесточаться. Против этого выступают, в свою очередь, многие представители СвДП, указывающие на отрицательные экономические последствия санкций. ХДС также постоянно говорит о возможном смягчении антироссийских санкций, но настаивает на том, чтобы они оставались в силе, пока существуют предпосылки для них.
Транспорт и сельское хозяйство
"Зеленые" выступили с требованием наладить с 2030 года производство лишь автомобилей без вредных выхлопов, иначе говоря, отказаться от производства авто с бензиновыми и дизельными двигателями. Аналогичные цели недавно поставили перед собой Франция и Великобритания. Против этого выступает, прежде всего, ХСС, потому что в Баварии расположены штаб-квартиры сразу двух крупных автоконцернов – BMW и Audi. СвДП также против подобного законодательного положения. Меркель, в свою очередь, продемонстрировала готовность к переговорам, но не желает устанавливать какое-либо конкретное количество автомобилей в год в качестве ориентира в этой сфере.
Сельское хозяйство также входит в число приоритетных тем для "зеленых". Они предлагают в ближайшие 20 лет ввести запрет на промышленное содержание животных, чего, впрочем, ХДС и ХСС не допустят. Кроме того, "зеленые" давно уже настаивают на запрете глифосфата для борьбы с сорняками. Это не нравится Меркель, которая хочет, чтобы данное средство применялось и в дальнейшем.
Налоги и "налог солидарности"
"Зеленые" выступают за введение имущественного налога, но ХДС/ХСС и СвДП категорически отвергают эту идею. Аналогична ситуация и с вопросом о повышении максимальной налоговой ставки: "зеленые" настаивают на этом, а другие партии против. СвДП в принципе не хочет повышать налоги и даже наоборот: "свободные демократы" предлагают ввести налоговые послабления для граждан с очень большими доходами. Так что с этим вопросом при коалиционных переговорах связан значительный конфликтный потенциал.
Переговорный "марафон"
Каждая партия имеет свои особо важные пункты, при обсуждении которых легко могут возникнуть проблемы. И, конечно, ни "зеленые" и СвДП, ни ХДС и ХСС не хотят утратить собственную идентичности и рассердить своих избирателей. До сих пор самые долгие коалиционные переговоры состоялись в 2013 году между ХДС/ХСС и СДПГ, и продлились они 86 дней. Впрочем, никто не удивится, если нынешние переговоры продлятся еще намного дольше. И если в итоге сторонам так и не удастся достичь компромиссов, это будет означать новые выборы и ослабление больших "народных" партий.