РИГА, 18 окт — Sputnik. Литовские железные дороги намерены в ближайшее время начать работу по восстановлению разобранного участка пути из Мажейкяй в Реньге (Латвия). Компания также готовится обжаловать в суде наложенный Еврокомиссией штраф, что могло бы помочь избежать исков от других заинтересованных сторон — Orlen Lietuva, Латвийских железных дорог и Рижского порта, сообщает Baltic Course.
На восстановление дороги – до 20 млн евро
Литовская железнодорожная компания Lietuvos gelezinkeliai в ближайшее время должна приступить к восстановлению разобранного участка путей протяженностью 19 км из Мажейкяй в Реньге, сообщил глава компании Мантас Бартушка на пресс-конференции 18 октября.
"Вполне вероятно, что в ближайшее время мы начнем восстановление участка (путей) в Реньге, чтобы разрешить этот вопрос", — сказал Бартушка.
При этом он не смог назвать точную сумму, которая потребуется для проведения работ. По более ранним подсчетам, инвестиции должны составить около 20 миллионов евро.
На суд с Еврокомиссией – 0,5 млн евро
Компания "Литовские железные дороги" намерена обжаловать в суде решение Еврокомиссии оштрафовать ее на сумму в 28 миллионов евро за разобранный участок путей Мажейкяй — Реньге, сообщил Мантас Бартушка. По его словам, так они попытаются уменьшить штраф и защитить репутацию предприятия.
"Мы тщательно проанализировали решение, и у нас нет никаких сомнений, что мы обжалуем решение Еврокомиссии. У нас есть два месяца на подготовку и выработку окончательной стратегии, какие аргументы использовать. Для нас важно, что у нас хорошие отношения с Orlen, мы продолжаем обсуждать, как разрешить эту ситуацию, потому что грузы Orlen для нас очень важны", — сказал гендиректор Lietuvos gelezinkeliai.
"В процедурном отношении штраф нужно уплатить, однако его можно обжаловать. (…) Мы будем добиваться его уменьшения и постараемся защитить репутацию предприятия", — добавил Бартушка.
Глава компании назвал сумму штрафа значительной.
"Не имеющее аналогов и беспрецедентное событие, когда дело рассматривается 9 лет. Есть четкие возможности уменьшения этой суммы или даже ее отмены", — считает Бартушка.
По его словам, тяжба с Еврокомиссией может обойтись компании примерно в 500 тысяч евро, поскольку потребуется привлечение к делу экспертов.
"Сейчас у нас есть договор юридических услуг с адвокатской конторой Linklaters (английская адвокатская контора — ред.). Суммы будут зависеть от объема, сроков и сложности дела, на сегодняшний день наши подсчеты показывают, что это будет порядка полумиллиона евро", — сказал Бартушка.
Цена исков латвийцев может быть "ноль"
Решение Еврокомиссии, признавшей, что Литовские железные дороги, разобрав рельсы, нарушили принцип конкуренции, позволит контролирующему НПЗ в Мажейкяе и нефтетерминал в Бутинге польскому нефтеконцерну Orlen, а также Латвийской железной дороге и портам требовать возмещения понесенных ими убытков. Однако Бартушка заявил, что избежать тяжбы с Orlen, возможно, удастся после переговоров, а иски со стороны Латвии, по его словам, могут не иметь никакого смысла из-за отсутствия серьезного основания.
"Стоит понять, что латыши — и братья, и конкуренты. Они могут назвать разные суммы, мы слышали гипотетически большие (суммы), но если нет оснований, то цена их искам — ноль. Говорить с латышами мы планируем в ближайшее время. Помогут ли эти встречи, будет видно, но для нас важно иметь партнерские, хорошие отношения не только с Orlen, но и с коллегами-латышами", — сказал Бартушка.
Ранее сообщалось, что латвийская транзитная отрасль обсуждает размер компенсации, которую может потребовать у Литовских железных дорог за разобранные рельсы на участке Мажейкяй — Реньге, сумма может составить от нескольких десятков до 150 миллионов евро.
Таким образом, если Литовские железные дороги начнут суд с Еврокомиссией и проиграют его, компания в общей сложности может потерять огромную сумму — ей придется выплатить 28 миллионов евро штрафа, восстановить рельсы за 20 миллионов евро (если предварительные подсчеты стоимости работ верны), заплатить около 500 тысяч евро адвокатам, в общей сложности это почти 50 миллионов евро. Кроме того, остается риск исков сто стороны Orlen и латвийского транзита, что при их успехе в суде может кратно увеличить сумму для Lietuvos gelezinkeliai.
Участок железной дороги между литовским городом Мажейкяй и латвийским Реньге был демонтирован литовской стороной в 2008 году под предлогом ремонта, который не завершился и десять лет спустя. Двадцать километров пути ударили по транзитной мощи Латвии и помогли Клайпедскому порту увеличить грузооборот, поскольку здесь проходил кратчайший путь от Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода в порты Латвии и Эстонии.
В 2011 году польская компания Orlen, которая контролирует грузопотоки Мажейкяйского завода и поставляет топливо в Латвию, пожаловалась в Еврокомиссию, обвинив Lietuvos gelezinkeliai (Литовские железные дороги) в нечестной конкуренции. В марте 2013 года ЕК начала официальное расследование, по итогам которого на литовскую компанию был наложен штраф в размере 27,87 миллиона евро, также ее обязали восстановить пути.
Литовские должностные лица не признают нарушения и заверяют, что участок пути в 2008 году был разобран из соображений безопасности, а транспортные потоки существенно не изменились.