В самый промозглый, ветреный и дождливый день октября здесь все равно было жарко. Представьте себе: десятки тысяч молодых людей со всего мира, которые подготовили такие программы, чтобы выглядеть самыми яркими, необычными, музыкальными и танцевальными и, конечно, надолго запомниться зрителям — уже сотням тысяч — и юным, и очень даже взрослым.
А что чувствуют еще двое участников, вернее участниц, — Ольга Кузина и Клавдия Тихомирова? Первая — сейчас в Сочи в качестве "серебряного волонтера" (исключительно почетный статус). Для нее первый Всемирный фестиваль молодежи и студентов был в 1985 году. В свою очередь, москвичка Клавдия Тихомирова 18 октября в Сочи отметит с новыми друзьями свое 79-летие и всем, конечно, расскажет об участии в фестивале, но только — 1957 года. С героинями пообщался корреспондент Sputnik.
Связь эпох — и людей
"Я вовсе не случайно оказалась на этом фестивале — как и на фестивале-85. Интересно все складывается. В 2014-м я занималась волонтерской работой на Олимпиаде в Сочи, а теперь снова в этом городе, но уже — на замечательном фестивале. Такое эхо из прошлого… В 1980-м я в качестве гида-переводчика, еще совсем юная, участвовала в Олимпиаде в Москве, а потом в столице в этой же роли была на Фестивале молодежи и студентов 1985 года. И теперь я снова работаю волонтером на фестивале — как специалист по разным языкам", — замечает Ольга Кузина.
Она была одной из тех, кто отбирал волонтеров для фестиваля в Сочи, принимая кандидатуры со всего мира — и из Латвии, разумеется, тоже. Между прочим, как раз сейчас в Сочи и работает волонтер из Латвии Ирина Дубровина, о которой мы недавно рассказывали на сайте. Ее кандидатуру тоже выбрала Ольга Кузина. И Ирина Дубровина тоже лингвист.
"Меня многие просят, чтобы я сравнила нынешний фестиваль и 1985 года. Но ведь все еще глубже. Фестиваль 1985 года уже отличался от фестиваля 1957-го, когда "железный занавес" был намного прочней. Фестиваль-57 его основательно расшатал, а фестиваль-85 рвал буквально в клочья! А потом "занавеса" и вовсе не стало. Но может, кто-то его хочет восстановить? На Западе чего только сейчас о России не говорят — похуже, чем в 1957-м или 1985-м. Хотя по той же Москве ходят толпы иностранцев, ездят они и по всей России — видят наш мир, что мы открыты. Поэтому, главное, что для молодых было тогда и есть теперь: общаться и дружить, чтобы возникало взаимопонимание и пропадало любое желание конфликтовать и тем более — воевать," — подчеркивает собеседница.
В 1985 году, как и в 1980-м, Ольга Кузина работала на ВДНХ — в отделе, отвечавшем за иностранные делегации. Так что иностранцам на фестивале-85 она лично не удивлялась. Зато, по ее словам, иностранцам было удивительно и непривычно, поскольку о советских людях наслушались всякого. К фестивалю-85 на ВДНХ открыли выставку "Молодежь Страны Советов", где показали самые разные изобретения советских студентов. И иностранцам, которые хотели дружить с советскими сверстниками, было там действительно интересно.
Мода и музыка – цвета и мелодии мира
Клавдия Тихомирова тоже убеждена, что во многом благодаря фестивалю 1957 года по железному занавесу поползли глубокие трещины.
"Мы тогда увидели то, о чем и не подозревали! Надо же понимать, какое тогда время было… А тут нам вдруг говорят, чтобы мы песни на иностранных языках учили для гостей. С ума сойти! Я, например, должна была исполнять "Два сольдо" — для итальянцев. Ее и сейчас могу спеть. Равно как помню и костюмы, в которых ходили по Москве иностранки. Наши идейно-правильные советские девушки не просто внимательно смотрели, как гостьи выглядят, но и с ходу зарисовывали модели платьев, а потом сами все шили или мастерам заказывали, которые, как по цепочке, передавали бесценную информацию дальше. Понятно, это повлияло на моду в СССР. Мы запоминали и танцы, которые исполняли иностранцы, а музыканты — совершенно новые для себя мелодии", — говорит Клавдия Андреевна.
В Сочи ей помогла поехать дочь Елена, которая была участницей фестиваля-85: захотела туда попасть после рассказов мамы — "что было 28 лет назад". Тогда, в 1957-м, Клавдия Тихомирова всерьез занималась гимнастикой и выступала в колонне Общества трудовых резервов, к которому были приписаны многие из ее группы ОТК (отдел технического контроля) 12-го Технического училища при 1-м Государственном подшипниковом заводе.
"В нашу группу на фестивале входили двадцать три девочки. Задолго до фестиваля мы каждый день тренировались на стадионе в Сокольниках. И каждый день после тренировки (те проходили вне зависимости от капризов погоды) нам за смелость и для здоровья давали разные шоколадки, что было по тем временам неслыханной роскошью. А уже выступали мы на стадионе в Лужниках, который построили в 1956-м. Тогда там собралось под 100 тысяч зрителей.
И я до сих пор храню форму, в которой тогда выступала. Качество ее отличное. Натуральный шелк! Кстати, недавно меня пригласили в программу на телеканал "Россия 24", где журналисты, заранее узнав у дочки мои нынешние размеры, сшили копию той самой формы — 1957 года. Вот она, — показывает Клавдия Андреевна: верхнее синее платье отстегивалось на плечах, спадало, и под ним было малиновое. — Мы по команде присаживались, незаметно отстегивали синее платье и вставали уже в малиновом. Это была первая трансформация костюмов в СССР. Представляете себе, какой был взрыв аплодисментов на стадионе".
Для Клавдии Тихомировой те воспоминания значат многое, как и для других участников фестиваля-57. Помните, мы недавно рассказывали о рижанке Валентине Чистяковой? Она тоже была на том самом стадионе и тоже хранит свой костюм.
Одна из идей XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов — связь эпох и времен. Идея показать общее, связать три фестиваля в России. И пока все удается на сто процентов, что, впрочем, само собой разумеющееся. Иначе ведь и быть не могло.