Ищи, кому выгодно: чьи интересы обслуживают налоговики в борьбе с таксистами

CC BY-SA 2.0 / GörlitzPhotography / Taxi!Автомобиль такси. Архивное фото
Автомобиль такси. Архивное фото - Sputnik Латвия
Подписаться
Служба госдоходов решила уничтожить в Латвии еще одну отрасль – пассажирские перевозки на такси

РИГА, 11 окт — Sputnik, Евгений Лешковский. В один из дней на прошлой неделе около здания СГД выстроились такси с логотипом Panda — так, чтобы заблокировать въезд налоговиков на автостоянку. Цель таксисты преследовали одну: привлечь внимание главы СГД Илзе Цируле к серьезной проблеме, которую создали ее разумные подчиненные.

Последние потребовали, чтобы все таксистские фирмы в течение месяца поменяли счетчики в своих машинах, поскольку старые якобы совершенно незащищенные, с ними можно проделать некоторые манипуляции — и уйти от налогов.

Такси - Sputnik Латвия
Таксисты устроят акцию протеста против обязательной замены счетчиков
Представители СГД требуют, чтобы таксисты и покупали счетчики только у одной фирмы, и устанавливали их у нее же, и проверяли регулярно, и обновляли программы — там же. Таксисты, которым налоговики давно изрядно портят жизнь, увидели в таком подходе к работе лоббирование сотрудниками СГД интересов некой карманной фирмы. И, поговаривают, именно с акции таксистов работой налоговиков сильно заинтересовались другие проверяющие — из Бюро по борьбе с коррупцией. В Бюро по этому поводу комментариев СМИ пока не дают, но намекают, что за СГД "внимательно наблюдают".

История с требованием заменить в течение месяца счетчики во всех такси — продолжение другой, о которой Sputnik Латвия рассказывал ранее.

Вот уже полгода как Латвийская ассоциация торговцев во главе с Хенриком Данусевичем пытается добиться справедливости, чтобы уже на уровне Европейской комиссии вразумили здешних налоговиков, потребовавших срочно заменить во всех магазинах (от крошечных до гигантских) кассовые аппараты, а также — вендинговые и паркоматы. СГД требует, чтобы действующие кассовые аппараты меняли на новые у вполне конкретных фирм, а также устанавливали и покупали лицензии. Ассоциация торговцев в этом усмотрела не только прямое нарушение закона о свободной конкуренции, но и явное лоббирование налоговиками "своих" фирм.

Операция: ощипать таксиста

И вот теперь взбунтовались таксисты, ведь, по сути, их счетчики — что те же кассовые аппараты в магазине. О проблеме со Sputnik побеседовал известный латвийский общественник, экс-депутат думы Стопини Юрий Васильев, который с некоторых пор активно поддерживает интересы водителей, в частности борется против необоснованно завышенных цен на страховку — и для простых машин, и для такси. И тут, как говорится, все один к одному.

Автострахование - Sputnik Латвия
Когда подешевеет ОСТА
"Недовольных таксистов в Латвии сейчас не просто очень много, но — фактически все работающие на небольших фирмах, не связанных с государством, в отличие, например, от компании airBaltic и ее Baltic Taxi. Я говорю, например, о таких фирмах и микропредприятиях, у которых в той же компании Panda ездит одна или несколько машин. На двери каждой машины под логотипом Panda вы можете прочесть название фирмы, которой принадлежит автомобиль, и телефон владельца. К примеру, у меня в Panda ездит три машины, и на них указан мой номер телефона. У нас заработки совсем невеликие, и можете себе представить нашу реакцию, когда недавно мы получили письма от СГД с требованием в течение месяца срочно заменить счетчики, даже совсем новые, поставленные буквально за неделю до этого распоряжения налоговиков", — говорит Юрий Васильев.

Счетчик стоит около 500 евро, плюс установка его на машину — более 200, а также регулярное обновление программы — около 70 евро дважды в год, когда таксисты должны проходить техосмотр. Сейчас в Латвии только одна фирма продает и устанавливает счетчики, а вторую, которая пока еще худо-бедно присутствует здесь, уверенно выдавливают с рынка.

"СГД нам указывает модели счетчиков, которые мы теперь имеем право установить, — и только их. Это как же так?! Я знаю много людей, которые летом установили в машинах новые лицензированные тогда счетчики, потратив на каждый около 800 евро. И что — спустя пару месяцев их лишь из-за каприза налоговиков срочно надо менять, хотя они более чем надежные и толком еще не проработали?

Если бы нам о затее СГД сообщили хотя бы за год — тогда понятно, но когда за месяц — это совершенно ненормально", — подчеркивает Юрий Васильев.

Латвийская ассоциация таксомоторных перевозок, в которой состоит и Юрий Васильев, приняла решение устроить упомянутую выше акцию у здания СГД. И она в некоторой степени удалась. Илзе Цируле тогда вышла к таксистам, пообщалась, а потом пообещала, что ее сотрудники (об инициативе которых она якобы даже не догадывалась) до конца года (а возможно, и дольше) не будут штрафовать фирмы, которые недавно обновили в своих машинах счетчики, и те соответствовали тогда всем требованиям.

Сотрудники СГД выдавливают фирмы из Латвии – в Литву и Эстонию

Никто не спорит, есть счетчики, которые можно "открутить", сбросив данные о том, сколько таксист наездил, например, за месяц. Или же под некоторыми счетчиками можно поставить так называемую турбину — приборчик, благодаря которому они "крутятся", отсчитывают денежки клиента, значительно быстрее.

Юрий Васильев принимает бланки с подписями автовладельцев - Sputnik Латвия
Страховка дорожает: в Латвии создают штаб защиты автомобилистов
Дважды в год счетчики проверяют — они проходят верификацию, а также устанавливается официально заявленный тобой тарифный план. К примеру, в Panda он такой: 71 цент — посадка пассажира, 36 центов за километр и 13 — минута. Похожие цены и у других небольших компаний вроде Eko-taksi, SOS, Joker. В свою очередь, у крупных компаний все вдвое, а то и втрое дороже, например, у той же Baltic Taxi, которая, по сути, государственная.

"Таксистам теперь в Латвии очень непросто работать. На полгода надо купить лицензию на таксомоторные перевозки (примерно 250 евро), счетчик должен пройти верификацию — за деньги, должна быть дорогущая страховка, также приходится платить ежемесячный социальный налог — 130 евро — плюс 29 евро в месяц за каждую машину, зарегистрированную на фирме, и это еще далеко не все. Почти все такси теперь закреплены за микропредприятиями. Если годовой оборот не превышает 10 тысяч евро, тогда налог 12%, а если больше (что почти всегда и бывает), то налог уже 15%. А еще в 2016 году налог был 9%. Как говорится, почувствуйте разницу.

И ведь далеко не каждому в месяц на одной машине можно заработать больше 1 тысячи евро. Хотя с этой суммы ты сам оплачиваешь ремонт и, конечно, обновляешь те самые счетчики. Вопрос: чего добивается такой работой СГД? Наверное, сотрудники СГД лоббируют интересы… литовцев и эстонцев, куда теперь все активнее "юридически переходят" латвийские фирмы", — замечает Юрий Васильев.

Лента новостей
0