РИГА, 11 окт — Sputnik, Евгений Лешковский. В один из дней на прошлой неделе около здания СГД выстроились такси с логотипом Panda — так, чтобы заблокировать въезд налоговиков на автостоянку. Цель таксисты преследовали одну: привлечь внимание главы СГД Илзе Цируле к серьезной проблеме, которую создали ее разумные подчиненные.
Последние потребовали, чтобы все таксистские фирмы в течение месяца поменяли счетчики в своих машинах, поскольку старые якобы совершенно незащищенные, с ними можно проделать некоторые манипуляции — и уйти от налогов.
История с требованием заменить в течение месяца счетчики во всех такси — продолжение другой, о которой Sputnik Латвия рассказывал ранее.
Вот уже полгода как Латвийская ассоциация торговцев во главе с Хенриком Данусевичем пытается добиться справедливости, чтобы уже на уровне Европейской комиссии вразумили здешних налоговиков, потребовавших срочно заменить во всех магазинах (от крошечных до гигантских) кассовые аппараты, а также — вендинговые и паркоматы. СГД требует, чтобы действующие кассовые аппараты меняли на новые у вполне конкретных фирм, а также устанавливали и покупали лицензии. Ассоциация торговцев в этом усмотрела не только прямое нарушение закона о свободной конкуренции, но и явное лоббирование налоговиками "своих" фирм.
Операция: ощипать таксиста
И вот теперь взбунтовались таксисты, ведь, по сути, их счетчики — что те же кассовые аппараты в магазине. О проблеме со Sputnik побеседовал известный латвийский общественник, экс-депутат думы Стопини Юрий Васильев, который с некоторых пор активно поддерживает интересы водителей, в частности борется против необоснованно завышенных цен на страховку — и для простых машин, и для такси. И тут, как говорится, все один к одному.
Счетчик стоит около 500 евро, плюс установка его на машину — более 200, а также регулярное обновление программы — около 70 евро дважды в год, когда таксисты должны проходить техосмотр. Сейчас в Латвии только одна фирма продает и устанавливает счетчики, а вторую, которая пока еще худо-бедно присутствует здесь, уверенно выдавливают с рынка.
"СГД нам указывает модели счетчиков, которые мы теперь имеем право установить, — и только их. Это как же так?! Я знаю много людей, которые летом установили в машинах новые лицензированные тогда счетчики, потратив на каждый около 800 евро. И что — спустя пару месяцев их лишь из-за каприза налоговиков срочно надо менять, хотя они более чем надежные и толком еще не проработали?
Если бы нам о затее СГД сообщили хотя бы за год — тогда понятно, но когда за месяц — это совершенно ненормально", — подчеркивает Юрий Васильев.
Латвийская ассоциация таксомоторных перевозок, в которой состоит и Юрий Васильев, приняла решение устроить упомянутую выше акцию у здания СГД. И она в некоторой степени удалась. Илзе Цируле тогда вышла к таксистам, пообщалась, а потом пообещала, что ее сотрудники (об инициативе которых она якобы даже не догадывалась) до конца года (а возможно, и дольше) не будут штрафовать фирмы, которые недавно обновили в своих машинах счетчики, и те соответствовали тогда всем требованиям.
Сотрудники СГД выдавливают фирмы из Латвии – в Литву и Эстонию
Никто не спорит, есть счетчики, которые можно "открутить", сбросив данные о том, сколько таксист наездил, например, за месяц. Или же под некоторыми счетчиками можно поставить так называемую турбину — приборчик, благодаря которому они "крутятся", отсчитывают денежки клиента, значительно быстрее.
"Таксистам теперь в Латвии очень непросто работать. На полгода надо купить лицензию на таксомоторные перевозки (примерно 250 евро), счетчик должен пройти верификацию — за деньги, должна быть дорогущая страховка, также приходится платить ежемесячный социальный налог — 130 евро — плюс 29 евро в месяц за каждую машину, зарегистрированную на фирме, и это еще далеко не все. Почти все такси теперь закреплены за микропредприятиями. Если годовой оборот не превышает 10 тысяч евро, тогда налог 12%, а если больше (что почти всегда и бывает), то налог уже 15%. А еще в 2016 году налог был 9%. Как говорится, почувствуйте разницу.
И ведь далеко не каждому в месяц на одной машине можно заработать больше 1 тысячи евро. Хотя с этой суммы ты сам оплачиваешь ремонт и, конечно, обновляешь те самые счетчики. Вопрос: чего добивается такой работой СГД? Наверное, сотрудники СГД лоббируют интересы… литовцев и эстонцев, куда теперь все активнее "юридически переходят" латвийские фирмы", — замечает Юрий Васильев.