РИГА, 11 окт — Sputnik. Порты Латвии, Литвы и Эстонии могут лишиться заказов из Белоруссии на перевалку до 1 миллиона тонн нефтепродуктов ежемесячно. Российские порты готовы снизить тарифы для белорусских предприятий при гарантированных объемах, сообщает РИА Новости.
Вопрос снижения тарифов со стороны российских портов при гарантированных объемах перевалки уже прорабатывается Минэнерго России с белорусской стороной, сообщил РИА Новости источник, знакомый с ходом обсуждения вопроса.
Россия поставляет Белоруссии до 24 миллионов тонн сырой нефти для переработки на местных НПЗ. При этом транспортировка на экспорт нефтепродуктов, произведенных из российского сырья, осуществляется преимущественно в порты стран Балтии — Вентспилс, Клайпеда, Мууга. В августе 2017 года президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости увязать поставки нефти на белорусские НПЗ с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через РФ.
"На совещании под руководством замминистра транспорта РФ — руководителя агентства морского и речного транспорта Олерского в сентябре присутствовали представители портов и нефтяной отрасли, которыми было озвучено, что возможным вариантом рассмотрения снижения тарифов за перевалку нефтепродуктов является условие гарантированных объемов перевозок грузов. Этот вопрос в настоящее время прорабатывается Минэнерго России с белорусской стороной", — сообщил источник.
Речь идет о ежемесячном экспорте до 1 миллиона тонн нефтепродуктов. Основная причина поставок нефтепродуктов в порты Латвии, Литвы и Эстонии — низкие тарифы. По данным источника, например, стоимость перевалки нефтепродуктов в портах стран Балтии колеблется от 6 до 8 долларов за тонну, а в российских портах Северо-Запада — от 12 до 18 долларов за тонну.
"РЖД установлена максимальная скидка на перевозку белорусских нефтепродуктов — 50%. Но она фактически выравнивает условия доставки к отечественным портам с прибалтийскими и не может компенсировать более чем двукратную разницу в стоимости перевалки", — говорит источник. По его словам, стоимость доставки тонны дизтоплива или бензина в Автово, Большой порт Санкт-Петербург, по действующим железным тарифам Белоруссии и России почти на 2,5 доллара дешевле, чем перевозка в латвийский порт Вентспилс.
Порт Клайпеда, в соответствии с данными на его официальном сайте, в 2016 году обработал в общей сложности 40,14 миллиона тонн грузов. Объем перевалки в порту Вентспилс, согласно представленной на сайте порта статистике, составил 18,812 миллиона тонн. Объем грузопотоков в порту Мууга в 2016 году был на уровне 10,704 миллиона тонн. Таким образом, совокупный грузооборот трех этих портов составил 69,656 миллиона тонн. Если белорусские НПЗ переведут все свои поставки (объем – около 12 миллионов тонн в год) в российские порты на Балтике, три вышеперечисленных порта стран Балтии могут совокупно потерять около 17% грузов, если не найдут замещения поставкам белорусских нефтепродуктов.
Ранее вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявлял, что переориентация экспортных потоков белорусских нефтяных грузов зависит от экономики. По его словам, если это будет хотя бы на копейку выгоднее предложений портов стран Балтии, Минск на это пойдет.
В свою очередь, председатель концерна "Белнефтехим" Игорь Ляшенко отметил, что пока сторонам не удалось прийти к компромиссу. По его словам, российская сторона предложила тарифы на железнодорожные перевозки, сопоставимые с тарифами Литвы. Однако с учетом стоимости услуг портов и стоимости перевалки литовское и латвийское направления пока остаются для Минска более выгодными.
В то же время и Ляшенко, и вице-премьер Семашко подчеркивали, что РФ не оказывает давления на белорусскую сторону в вопросе выбора портов отгрузки.