РИГА, 10 окт — Sputnik. По какому принципу норвежская служба опеки (Барневернет) вмешивается в дела семей иностранцев и почему так пристально не следит за норвежскими родителями и не стремится отбирать детей у них, попыталось разобраться норвежское аналитическое издание Agenda Magasin. Полный перевод статьи приводит портал ИноСМИ.
Вопросом норвежского "киднеппинга" особенно озаботились в Чехии, где в последние годы эта проблема стала предметом острых общественных дебатов.
"Мой парень был совершенно убежден в том, что именно так и обстоят дела, и я была просто в шоке. Вполне интеллигентный парень думал, что в Норвегии настолько распространен инцест, что норвежские власти совершенно сознательно крадут детей", — возмущается Малин.
Ингвар Бренна, который работает в Чехии переводчиком и ведет блог о жизни Норвегии, рассказал, что его часто приглашают на радио и телевидение, где задают вопросы о том, какими критериями руководствуется Барневернет и насколько квалифицированы сотрудники службы.
Бренна заявил, что многое объясняется одним делом 2011 года, когда двух детей чешских родителей забрали у матери по подозрению в том, что она их бьет. Несмотря на серьезные обвинения, против родителей никогда не было выдвинуто никакого официального обвинения и не было вынесено приговора, а мальчики до сих пор продолжают жить в норвежской приемной семье.
"Очень быстро создалось впечатление, что служба опеки чаще вмешивается, если речь идет о семьях иностранцев, нежели когда речь идет о норвежцах, причем вмешивается она в дела семей из каких-то определенных стран. Но самым худшим было высказывание чешского президента Милоша Земана о том, что Барневернет — продолжение программы "Лебенсборн", — заявил Бренна.
Программа СС
Лебенсборн — организация, основанная 12 декабря 1935 года по личному указанию рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера с целью подготовки молодых расово чистых матерей и воспитания арийских младенцев. В рамках этой программы детей с "арийской внешностью" во время войны вывозили из оккупированных стран для компенсации потерь населения.
Земан лично подключился к дебатам о норвежской Барневернет. В 2015 году он даже заявил, что присутствие норвежского посла на праздновании Национального дня в пражском дворце было нежелательно, и тем самым дал ход теме норвежского "киднеппинга" в прессе.
Группы в Facebook, которые движение собирает, рассказывают много душераздирающих историй от лица людей, у которых либо отобрали детей или внуков, либо их в свое время самих отобрали у родителей. Кроме того, многие пользователи в соцсетях попросят совета или просто поддерживают друг друга морально в сложных ситуациях, связанных с опекой над детьми.
Здесь также можно найти серьезные обвинения в адрес Барневернет: службу обвиняют в торговле детьми и сравнивают норвежскую политику с политикой авторитарных государств. Есть также много примеров, когда в соцсетях размещались фотографии и имена сотрудников Барневернет с пожеланиями, чтобы они тоже подверглись насилию.
Семейные ценности
Чешская журналистка Саша Ухлова объясняет озлобленность в отношении Барневернет тем, что в Чехии другие семейные ценности: здесь семья — это святое, а все права на ребенка принадлежат матери.
"В Чехии разрешается наказывать детей физически, и многим становится очень не по себе только от одной мысли, что государство будет вмешиваться в дела семьи", — объясняет журналистка.
Ухлова ссылается также на теорию заговора, согласно которой "какие-то международные силы хотят помещать детей в семейные детские дома, чтобы сделать их легкой добычей педофилов или гомосексуалистов".
"Страх перед таким заговором тесно связан с ненавистью к ЕС и боязнью массовой иммиграции", — считает журналистка.
Кроме того, в Чехии довольно распространены альтернативные СМИ — сайты в интернете, странички в Facebook и блоги, для которых также характерен протест против иммиграции и страх перед исламом, а также продвижение теорий заговора, часто обращенных против США, НАТО и ЕС. Барневернет здесь занимает не последнее место. Утверждается, что норвежские власти предоставляют детей для различных издевательств, а чешское правительство не в состоянии защитить своих несовершеннолетних граждан.
Российский след
Мало того, альтернативные источники нашли даже российский след в этом деле. Журналист Михаил Дорд — активист, борющийся за реформу чешской службы опеки, утверждает, что шумиха вокруг Барневернет организована для отвода глаз от ситуации, которая сложилась в самой Чехии, и разговоры вокруг норвежской службы опеки идут в ущерб реформе чешской службы.
Газета много лет отстаивала утверждения о том, что в Норвегии жестоко обращаются с детьми, причем на организованном уровне, и утверждала, что Барневернет — часть "гомосексуального заговора", организованного норвежскими властями.
Бренна считает, что основной проблемой чехов в этом вопросе является то, что они не понимают, насколько мало волнует самих норвежцев проблематика Барневернет. По его мнению, если люди так тщательно пытаются отыскать червоточину в том месте, где ее на самом деле нет, то им просто нечем заняться.
"Многим к тому же трудно понять, что дети не могут вернуться домой в Чехию и жить, например, у своих бабушек и дедушек. Но даже те, кто особенно жестко нападал на Норвегию, признавали позднее, что вполне возможно, они чего-то не знают про семью, о которой шла речь", — подчеркивает Бренна.