РИГА, 9 окт — Sputnik, Людмила Прибыльская. Приобретение по дешевке американского сжиженного природного газа (СПГ) было предъявлено недавно как победа над газпромовским трубопроводным газом. Является ли эта победа полной и окончательной или все-таки пирровой?
Обратимся к фабуле: Lietuvos duju tiekimas (LDT) приобрела у американской Cheniere Energy 140 тысяч кубометров СПГ в августе, а месяц спустя закрепила успех, найдя покупателя-земляка в Латвии – владельца птицефабрики Linas Agro Group.
В комментарии для прессы заместитель гендиректора Linas Agro Group Андрюс Пранцкявичюс заявил, что "первый СПГ почти весь был перекачан в Латвию для наших потребностей. Последующие грузы также пойдут в Латвию".
В этом видится уже первая нестыковка, так как птицеводы обрисовали свою годовую потребность в 7 миллионов кубометров, а 140 тысяч кубометров СПГ соответствуют 90 миллионам кубометров трубопроводного газа. Либо Linas Agro Group закупил в 12 раз больше, чем нужно, либо все-таки не вся партия была предназначена для Латвии, а ее маленькая часть.
Далее Пранцкявичюс сообщил, что "на сегодня СПГ дешевле, и терминал СПГ предложил нам более выгодные условия, чем "Газпром".
Этот тезис тоже весьма неоднозначный: терминал – всего лишь перекачивающая станция, у которой нет своего ресурса, в отличие от вертикально интегрированного "Газпрома". Но в чем-то выгода покупки американского СПГ все же была. Так в чем?
За "выгоду" платят литовцы
Как известно, аренда плавучего терминала СПГ в Клайпеде обходится Литве в 160 тысяч долларов в день.
"При проектной загрузке (10 миллионов кубометров регазифицированного газа в сутки) себестоимость тысячи кубометров, полученных через терминал, увеличивается на 16 долларов только за счет аренды, — поясняет доктор технических наук Адриан Давис. — Реальная загрузка литовского терминала СПГ Independence ("Независимость") составляет не более 40%, таким образом арендные затраты на тысячу кубов надо удвоить, получится не менее 30 долларов. Плюс издержки на регазификацию, администрацию и так далее".
Нетто-цена СПГ летом действительно может быть ниже, чем трубопроводного газа для Прибалтики, признает Давис. Но к ней надо добавить издержки терминала и транспортировки, которые съедят выгоду. Почему же господин Пранцкявичюс рапортует о невероятно удачной сделке с американским СПГ?
Все дело в том, что Литва вопреки всем европейским регулирующим нормам, запрещающим перекрестные субсидии, дотирует свою "Независимость", распределяя издержки терминала на тарифы магистральных и распределительных трубопроводов. Литовская Linas Agro Group, закупая американский газ для своей латвийской птицефабрики, не платит за доставку ничего. Это же для "Независимости" экспорт и заявка на региональный масштаб!
Да, поставки эти микроскопические. Даже если бы птицеводы решили взять целый корабль американского СПГ, 90 миллионов кубометров – это недельное потребление города Риги зимой. Однако громко рекламируемые поставки "на экспорт", оплаченные литовскими потребителями, позволяют Вильнюсу настаивать на региональном характере терминала. Если эта заявка будет принята в Брюсселе, затраты на "Независимость" "честно" поделят между Литвой, Латвией и Эстонией. Литовский оператор магистральных трубопроводов Amber Grid откровенно заявляет, что хотел бы получать от ЕС на терминал в Клайпеде до 150 миллионов евро в год, то есть втрое больше годовой арендной платы.
Почему Прибалтика – не Европа?
Почему же нетто-цена СПГ из далекой Америки может быть летом ниже, чем трубопроводный газ из соседней России? Дело в том, что магистральные сети Прибалтики исторически были тупиковым ответвлением экспортной сети, которое зимой переключалось на подпитку из Инчукалнского подземного хранилища газа (ПХГ). Летом, когда спрос на газ в Европе низкий, в Инчукалнс закачивали топливо, а зимой забирали, что гарантировало региону (в том числе Северо-Западу России) бесперебойное снабжение в любые холода. Прямые поставки "по потребности" в Прибалтику, минуя ПХГ, в зимний период сейчас невозможны из-за недостаточной мощности газопроводов. Поэтому для нее "Газпром" применяет другие условия поставок, нежели для основных экспортных рынков Западной Европы.
Для них при "пологом" графике (регулярные выровненные поставки круглый год) цена может быть на 20% ниже, чем при "зубчатом" графике (поставки по потребности). Это позволяет потребителю выбрать: платить авансом за определенный объем по низкой цене (сопоставимой со случайными спотовыми поставками СПГ) или не создавать запаса, понадеявшись на теплую зиму и то, что цены "зубчатого" графика не будут слишком кусаться.
На практике при внезапном наступлении холодов цены не только могут подскочить втрое, но может также создаться острый дефицит топлива, когда быстро опустошаются европейские ПХГ и газопроводы работают с максимальной нагрузкой. Прибалтика лишена соблазна купить трубопроводный газ по дешевке, но она не переплачивает при пиковых нагрузках и никогда не испытывала дефицита топлива.
Запас карман не тянет. Или тянет?
В апреле нынешнего года Латвия открыла газовый рынок, а от интегрированной компании Latvijas Gāze был отделен оператор ПХГ и магистральных газопроводов Conexus Baltic Grid. При этом двум десяткам новоявленных игроков рынка не вменили в обязанность обеспечить свою лицензию запасом газа на зиму (storage obligation).
Обычно закачка зимнего запаса в Инчукалнс начиналась в апреле. В 2017-м до июля не было закачано ничего. Забеспокоившись, что в холода оказавшееся на свободном газовом рынке население останется без отопления и электроэнергии, Комиссия по регулированию общественных услуг заложила в тариф на передачу газа средства на хранение 700 миллионов кубометров газа (это треть обычного объема Инчукалнского ПХГ). На 6 октября в хранилище было закачано 1,2 миллиарда кубометров газа.
"В этом году мы не замерзнем, — заверяет руководитель ПХГ, доктор инженерных наук Иварс Щербицкис. — Через литовскую границу к нам поступило около 130 миллионов кубометров газа, что на 100 миллионов кубометров превышает обычный литовский запас. Откуда это топливо — из труб "Газпрома" или с терминала в Клайпеде — нам неизвестно, однако использовать ПХГ в большем объеме литовцам мешает отсутствие договоренности о едином рынке без пограничных барьеров. Прогнозируется, что документы могут быть подписаны к 2022 году, но я считаю такой план чересчур оптимистичным".
Латвия могла бы активничать так же, как Литва, настаивая на региональном характере ПХГ. Она может использовать возможности внутреннего рынка, хотя бы требуя storage obligation с новоявленных торговцев газом. Ведь сохранение Инчукалнса — гарантия не только доступности физических объемов топлива, но и стабильных цен для потребителей.
"Газпром" вряд ли смирится с тем, что на его "домашнем" рынке станут хозяйничать американские флибустьеры, поэтому наращивает трубопроводную инфраструктуру в направлении Прибалтики. 3-5 лет — и клиентам Латвии, Литвы и Эстонии могут тоже предложить "пологий" или "зубчатый" график. Привилегия покупать газ дешево будет у компаний, имеющих большие оборотные средства. Что снова обернется монополией, на сей раз не технической и хозяйственной, как было у Latvijas Gāze, а финансовой. Вложив деньги, новый монополист не преминет получить их с процентами, и его аппетиты ни один регулятор уже сдерживать не сможет. Свободный рынок!
Прошлой теплой зимой Россия впервые не забрала из Инчукалнского ПХГ ни одной тысячи кубометров для своих нужд. Это значит, что потребности своего Северо-Запада "Газпром" уже обеспечивает прямой прокачкой. Отделяя ПХГ от Latvijas Gāze, законодатель и правительство Латвии расценивали его как козырь в игре, актив, без которого потребители не смогут обойтись. На управление такими активами принято усаживать хороших людей, обеспечивая им стабильную ренту на вечные времена. Примерно так же было с совместным предприятием Latrostrans, управлявшим некогда нефтепроводами на Вентспилс. Обеспечив себе "стратегические высоты" в этом СП, латвийская сторона праздновала победу. Однако победа оказалась пирровой: трубопроводные поставки на Вентспилс иссякли.
Аналогичный сценарий возможен и с газом, "демонополизированным" назло "Газпрому".