РИГА, 1 окт — Sputnik, Динара Никифорова. Для прогулок по мероприятиям "Ночи науки" я выбрала рижское Задвинье. Причин было много. Во-первых, я была с ребенком. А ребенку нужно было интересное, наглядное и детское. Во-вторых… но об этом позже.
За детским комплектом мы отправились в научно-развлекательный центр Zinātnes zona (Научная зона), который является частью научно-образовательного центра Laboratorium. Преподаватели Laboratorium героически прививают школьникам любовь к самым сложным предметам еще до того, как дети начинают изучать их в школе. В ходе обучения при помощи наглядных экспериментов дети получают базовые представления об основных законах природы.
Вчера в Научной зоне яблоку негде было упасть – дети что-то мастерили, экспериментировали с обычными и необычными материалами, смотрели научное шоу. Организаторы обещали, что любой эксперимент можно повторить дома. Что такое звуковая волна и как ее использовать для создания необычных узоров? Как статическое электричество может помочь при создании модной прически? Что такое равновесие? Какими бывают самые холодные вещества, и как их можно применять в быту и науке? Как сделать горячий лед и настоящие облака? На все эти вопросы получили ответы не только будущие ученые, но и их родители.
А теперь во-вторых. Совсем недалеко от Научной зоны находится Физико-математический факультет Латвийского университета, который я когда-то закончила и до сих пор нежно люблю. Поэтому физмат стал следующим пунктом нашей Ночи музеев.
К большому сожалению, это один из самых скромно финансируемых факультетов госуниверситета, и обычно он производит довольно грустное впечатление. Но, физмат на то и физмат, что там есть мозги. Может даже лучшие. Поэтому в сравнении с красивым Факультетом естественных наук, который мы посетили позже, он произвел очень хорошее впечатление.
В программе, подготовленной к этому мероприятию, были как детские развлечения, так и совершенно взрослые и серьезные. Дети могли узнать, что делает поляризованный свет, почему небо синее, что такое вибрации, и как ведет себя неньютоновская жидкость, исследовать звук и свет, а также познакомиться с фракталами и поиграть с головоломками. Причем студенты объясняли детям сложные законы настолько простым и доступным языком, что можно было только диву даваться.
Взрослые могли понаблюдать за космическими частицами и узнать, как лазерный луч может помочь усилить слабый звук. И многое другое. При этом почти все экспонаты сделаны были из подручных средств. Отдельная благодарность девушке, которая наглядно, при помощи горошин, булавок и трубочек для коктейлей показывала, что такое нормальное распределение.
Третьим пунктом нашего маршрута был, как я уже упоминала, Факультет естественных наук Латвийского университета. Честно сказать, все мероприятия, предложенные посетителям там, как-то не поражали. Дети клеили аппликации из сухих растений и угадывали растения по запаху и на ощупь. Взрослым предлагались лекции об исследованиях в области химии и лечения болезней. Желающие могли посмотреть в микроскоп. Возможно, я упустила что-то действительно интересное, но самым интересным на факультете показалось само здание – современное, просторное, со всеми удобствами, в число которых входят отдельные кабинеты для занятий на одного человека со звукоизоляцией, кухонные уголки и уголки отдыха на каждом этаже, не говоря уже о просторных лабораториях, оснащенных по последнему слову техники.
В целом, как мероприятие, Ночь науки – это прекрасная возможность для детей узнать что-то новое, а для старших школьников – чуть больше разобраться в выборе дальнейшего направления. И с каждым годом карта мероприятий расширяется, а учебные заведения готовятся тщательнее.