РИГА, 29 сен — Sputnik. Решение РФ развивать собственные инфраструктуру на Балтике и переориентировать экспорт — политическое, но бизнес не выберет российские порты вместо латвийских только из патриотизма, заявил посол Латвии в РФ Марис Риекстиньш, передает baltnews.lv.
"Если латвийские порты, перевозчики и железная дорога способны предложить конкурентоспособные тарифы и расценки за качественную транспортировку, предприниматель выберет наиболее выгодное предложение, он не выберет более дорогой путь только из патриотических чувств", — заявил Риекстиньш ЛЕТА.
По словам дипломата, министерство сообщения уже работает с партнерами и на территории бывшего СССР, и в Китае, и в странах Азии, пытаясь привлечь грузы в латвийские порты.
Порты Латвии, Литвы и Эстонии лишились значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике, а также увеличивать провозную способность железной дороги Ленинградской области. В 2016 году общий объем перевалки российских грузов в портах стран Балтии составил 42,5 миллиона тонн. К 2020 году Латвия, Литва и Эстония могут лишиться еще 60% российских грузов.
По словам заместителя руководителя Росморречфлота Надежды Жихаревой, грузооборот портов Северо-Запада России к 2020 году вырастет на 60 миллионов тонн в год. Около 40 миллионов тонн прироста придется на навалочные грузы. Дополнительный грузооборот предполагается привлечь в том числе за счет переориентации российских внешнеэкономических грузов из портов сопредельных государств — более 25 миллионов тонн в год.
Помимо развития собственно инфраструктуры портов планируется увеличивать и провозную способность железной дороги Ленинградской области — на 20 миллионов тонн в год.
Кроме российских грузов, порты стран Балтии рискуют потерять и транзит белорусских нефтепродуктов. Минэнерго РФ в середине сентября заявило, что ведет работу над привлечением белорусских экспортеров нефтепродуктов в российские порты в том числе за счет снижения тарифов на обслуживание в портах и тарифов РЖД на перевозку грузов. По словам заместителя генерального директора производственного объединения "Белоруснефть" Сергея Каморникова, если российские порты будут выгодны Белоруссии с учетом всех составляющих, то белорусским экспортерам "ничто не мешает экспортировать продукты и по этому северному направлению".
И еще раз о шпротах
Комментируя продовольственное эмбарго РФ, Марис Риекстиньш заявил, что это не является чем-то новым для латвийских предприятий. Посол Латвии призвал вспомнить конец 90-х годов, когда бывший в то время мэром Москвы Юрий Лужков "призвал бойкотировать латвийские товары, в результате долгие годы шпроты и другие товары не поставлялись на российский рынок".
"Но латвийские компании нашли другие рынки сбыта, а также другие способы попадания на рынок России. Тут предприниматели должны понимать, что лучше — "класть все яйца в одну корзину" или диверсифицировать сбыт", — говорит Риекстиньш.
В июне 2015 года Россельхознадзор ввел запрет на поставку в Россию рыбной продукции из Латвии и Эстонии из-за системных нарушений, выявленных ведомством в ходе весенних инспекций, а также в связи с наличием в продукции канцерогенного вещества бензопирена. Ввоз в Россию рыбных консервов четырех латвийских производителей был прекращен с 1 августа прошлого года.
По словам руководителя одного из крупнейших рыбоперерабатывающих заводов Brīvais Vilnis Арнольда Бабриса, из-за сужения рынка сбыта латвийские производители вынуждены были установить цены на шпроты ниже себестоимости.
В ноябре прошлого года глава Россельхознадзора Сергей Данкверт сообщил, что ведомство подготовилось к частичному возобновлению поставок рыбных консервов отдельных предприятий Латвии и Эстонии и ждет от контролирующих органов этих стран устранения содержания бензопирена в шпротах.