Пробовали по-всякому — улучшить качество управления, его прозрачность и т.д. и т.п. Но ничего не получалось. А может, действительно все дело в никудышном дизайне?
Мне, например, категорически не нравится дизайн большинства латвийских министров. Он устарел. Ну, может быть, министры финансов и здравоохранения Дана Рейзниеце-Озола и Анда Чакша еще ничего. Есть куда положить глаз. Но в остальном…
Естественно, и дизайн самого здания правительства претерпел бы значительные изменения. Это мог бы быть не уродливый кусок серого гранита, занимающий квартал в центре города, а монокрыло из легких сплавов и углепластика, снабженного мощными ракетными двигателями для запуска на орбиту и за ее пределы. Но, увы.
В прошлом году депутаты в рамках квот выделили на различные проекты более 20 миллионов евро — для спортивных федераций, самоуправлений, общественных организаций и церквей. Депутаты утверждают, что эти деньги не разбазариваются, на них реализовано много полезных проектов, которые в противном случае не смогли бы получить финансирование. Оппоненты, в свою очередь, указывают на несправедливые критерии распределения, потому что финансирование, главным образом, получали самоуправления и организации, приближенные к правящей коалиции.
Понятно, что замаскировать среди 345 млн жалкие 20 или 40 млн гораздо проще. Поэтому в этом году деньги даются не на ремонт колокольни или покупку мячей, а на абстрактные медицину, образование, культуру и т.д. Хотя интересы избирателей нет-нет да и выскакивают наружу. Так, министерство культуры попросило увеличить министерские приоритеты на 1,8 млн для ремонта на Большом кладбище и на неких сакральных объектах. Минюст выбил деньги на увеличение дотаций политическим репрессированным. Минобороны попросило средства для обществ национальных партизан или "лесных братьев". И так далее и тому подобное.
Конечно, дизайн — это архиважно. Скажем, крыс никто не любит. Однако все обожают ежиков и любят белок. Хотя первые на поверку — крысы в стильной колючей шубке, которая одновременно служит им и прической. А вторые — крысы не с гадким облезлым хвостом, а с рыжим пушистым.