РИГА, 11 сен — Sputnik, Евгений Лешковский. Сейчас в кинотеатрах по всей стране идет документальный фильм Okeāna Saviļņotie ("Взволнованные океаном"), а в магазины недавно поступила одноименная книга — о приключениях Карлиса Барделиса и Гинтса Барковскиса. Пока они шли на лодке Linda, снимали, сколько могли, свои океанские странствия на разные видеокамеры.
Представьте только: друзья преодолели 8 400 километров, все полгода спали по очереди по два часа, чтобы не прекращать движения. Гинтс, когда путешествие завершилось, около месяца не мог сжать кулаки: кисти "сохраняли форму" — так, словно руки еще держали весла.
Тогда друзья рассчитали маршрут так, чтобы приплыть в Рио-де-Жанейро к Олимпиаде: хотели так поприветствовать и поддержать олимпийцев и паралимпийцев. Кстати, Карлису путешествовать на Олимпиады не привыкать. Ранее он зимой проехал от Риги до Сочи на велосипеде — тоже на Олимпиаду.
Тогда за 17 дней он преодолел 2 875 километров. Во время той поездки у него тоже была своего рода миссия: он вез 35 рисунков от пациентов Детской клинической университетской больницы. Сверхидея следующая: дети сами не могут попасть на Олимпиаду, но сделали рисунки — чтобы поддержать сборную Латвии.
По воле волн на суперлодке
"С Гинтсом мы решили пересечь Атлантический океан в самом сложном месте — южной его части. Атлантику раньше часто пересекали на веслах, но — на севере, а на юге — лишь дважды, причем, решались на это одиночки, не в рамках известных чемпионатов. Мы рассчитывали, что придется пройти около 6 000 километров, но оказалось в итоге — 8 400. Маршрут проложили по направлению мощного течения от края Южной Африки к экватору, потом — на запад почти прямиком до Бразилии", — рассказывает Карлис.
Лодка хоть и весельная, но особенная. Ее длина — семь метров. В ней большие камеры, где можно спать, вытянувшись, хранить продукты, на крыше кабины — солнечные батареи, от которых заряжаются мобильник и рация, есть электричество для системы опреснения воды. Когда шторм, в лодке можно закрыться в герметичных камерах и качаться на волнах, словно в поплавке. Лодку сделали в Англии в 2008 году для лихих австралийцев, решивших пройти от Нью-Йорка до Англии. Карлис потом ее выкупил и назвал Linda — по имени своей девушки.
Конечно, без штормов во время путешествия не обошлось. По международной классификации, самые сильные шторма, если скорость ветра 40-50 узлов. А у наших путешественников самые сильные были около 30: примерно 7-балльный шторм — из 12 возможных.
"Только, если для кораблей и больших судов сильный шторм — ужас, для нашей крошечной лодки — как аттракцион "американские горки". Корабль или яхта режут волны, а наша лодка — нет. На тебя движется волна размером с многоэтажный дом, но она не накрывает, а поднимает лодку на себе — и довольно плавно опускает ее. Такое гармоничное единение с могучей стихией", — замечает Карлис.
Подружились с Атлантикой — не поругаемся и с Тихим океаном
Карлис часами может рассказывать: как друзья сушили просоленную насквозь одежду, как у них ломались примусы (а ведь только на них можно разогреть специальное туристическое питание), как ныряли в океан и очищали днище лодки от наростов, как Гинтс во время шторма сломал себе ребра, как встречались с большими судами и пополняли запасы воды и свежих фруктов (друзья — стопроцентные вегетарианцы), как стерли до язв руки и ноги и еле выжили без закончившихся к тому времени антибиотиков, и еще много чего.
И это все не просто не отпугнуло Карлиса даже от мысли отправиться в новое путешествие, но даже зажгло желание его подруги Линды пройти вдвоем на лодке — теперь уже через Тихий океан.
"Сейчас Linda стоит в бразильском порту. В следующем году мы планируем с Линдой сначала за два месяца пересечь Латинскую Америку на велосипеде-тандеме: дистанция — 5 500 километров через Анды. Тем временем лодку для нас перевезут в контейнере с одного берега на другой. Там мы с ней встретимся — и отправимся в большое путешествие, которые должно занять около 10 месяцев, 9 из которых это "чистое время" пребывания на воде. В целом же путешествие должно занять год, учитывая время поездки на велосипеде", — рассказывает Карлис.
Обогнуть Земной шар, рассчитывая лишь на свои силы
Карлис и Линда хотят стартовать в конце января 2018 года. Они распланировали маршрут так, чтобы иногда останавливаться на островах. Первый на пути, на линии экватора, будет один из Галапагосских островов. До него предстоит идти примерно месяц. Затем до островов Французской Полинезии расстояние примерно 100 дней — более трех месяцев. Это уже очень серьезно. И все время только на воде. Можете себе такое представить? Затем будут еще острова — и так до финиша в Австралии.
Самое сложное, по словам Карлиса, сейчас рассчитать и правильно начать маршрут — так, чтобы не зацепить сезонные тайфуны, которыми славится Тихий океан. Не исключено, на каких-то островах придется пережидать непогоду, также путешественники там планируют пополнять запасы пресной воды и фруктов-овощей. Хотя и не только тайфуны несут опасность. Карлису и Линде ведь придется периодически нырять в воду, например, чтобы очищать лодку от наростов, мешающих движению, а Тихий океан — место обитания и абсолютных хищников — белых акул, и еще самой разной зубастой живности.
"На этот раз идея маршрута: преодолеть самый большой, неспокойный и опасный океан — Тихий, рассчитывая только на человеческие силы. Более того, мы с Линдой не случайно проложили такой маршрут — от одного берега Латинской Америки и до Австралии. Мы с Гинтсом в прошлый раз обогнули часть Земного шара от Африки до Латинской Америки. Теперь мы уже с моей девушкой вначале проедем насквозь Южную Америку, потом на лодке — до Австралии, а затем…
Следующая часть маршрута, третья, о которой мы тоже уже думаем, будет: на лодке от Австралии до Азии, и потом проехать на велосипедах на Черный континент — до точки, откуда мы когда-то стартовали с Гинтсом. Таким образом цель: обогнуть весь земной шар, рассчитывая, как я уже сказал, исключительно на силы человека, и пребывая в полной гармонии с природой", — делится планами Карлис Барделис.
Пожелаем смельчаку и его девушке удачи!