РИГА, 8 сен — Sputnik, Владимир Дорофеев. В этом году архитектурному гению рижского югендстиля Михаилу Эйзенштейну исполняется 150 лет. Благодаря ему в Ригу влюбляются сотни тысяч туристов, если экскурсионной группе вдруг не показывают дома знаменитого рижанина — путешественники пишут жалобы.
В Рижском музее югендстиля прошла презентация нескольких книг об Эйзенштейне и открылась выставка известного московского фотографа архитектуры Маргариты Фединой, которую роднит с "рижским королем модерна" любовь широкой публики и завистливая критика коллег-профессионалов.
В архитектурную фотографию москвичку Маргариту Федину, инженера-айтишника по основной специальности, привел кто бы вы думали? Правильно, гений рижского декоративного югенда Эйзенштейн! Маргарита как-то в 2006 году приехала в отпуск в Ригу с фотоаппаратом, увидела рижский югенд, сказала "Ах!" и большую часть своего отдыха провела на улице, запечатлевая лепные маски, мифических животных и прочие элементы декора. Они превратили стены обыкновенных домов в таинственную и запутанную историю.
Со времени первого визита в Ригу прошло около десятка лет, и за этот период накопилось несколько сотен тысяч фотографий различных зданий, или в мерках сегодняшнего дня 25 терабайт художественных изображений, без дублей.
Но даже рассказывая фотографиями об известном, о тех эйзенштейновских домах, что давно стали визитной карточкой города, Маргарита ухитрилась внести новизну, отсняв не только фасады, доступные взглядам каждого прохожего, но и поразительные интерьеры внутренних помещений, надежно спрятанные за закрытыми дверями.
Фотографии Фединой послужили иллюстративным материалом к двуязычной книжке на латышском и английском языке о Михаиле Эйзенштейне и построенных им зданиях. Другого и ожидать было трудно, ведь ее автор — директор Музея югендстиля Агрита Типане, великолепно разбирающаяся в теме.
На открытии выставки те же фотопроизведения Маргарита Федина демонстрировала с помощью проектора — зрелище куда более впечатляющее. Надеюсь, в будущем эти фото можно будет посмотреть и в каком-нибудь красивом фотоальбоме. Там действительно много нового и изысканно-красивого.
Мастер "заваленного" горизонта
В рамках 150-летнего юбилея рижского архитектурного гения в том же замечательном музее открылась выставка Маргариты Фединой с фотозарисовками столичного югенда в необычном ракурсе. Формат фотографий выставки — диагонали.
Ромбические фото, развешенные на стенах, создают удивительное ощущение легкости и полета и вызывают ворчание критиков: мол, это никакая не архитектурная фотография, арт-хулиганство какое-то, и тому, кто так издевается над зодчеством, надо руки обломать, фотоаппарат отнять и далее по списку.
Неожиданный диагональный ракурс пришел к Маргарите довольно случайно. В самом начале своей карьеры фотографа, как раз в Риге, она приехала с пленочной камерой, которая выдает кадр 6х6. Снимать этой камерой архитектурное фото — мучение, она просто не приспособлена для этого. Если делаешь все по шаблону, то дома "заваливаются", создается ощущение падения объекта съемки.
Увидев, что классическое архитектурное фото этой камерой сделать не получится, Маргарита решила уйти в творчество и сделать кадры для себя. Повернула камеру на 45 градусов и получила не квадратный снимок, а ромбический. Результат порадовал: дома по-прежнему "заваливались", но теперь рождая ощущение порхающей легкости.
С тех пор прошло много времени, и архитектура многих городов Европы была заснята Маргаритой именно диагонально. Снимала "диагонали" Маргарита не для профессиональных альбомов об архитекторах, а для себя. Но продукт оказался востребован выставками, и эти фото "неправильной" формы хорошо раскупались широкой публикой. Впрочем, не все было гладко. Некоторые маститые мастера архитектурной фотографии за эти "шалости" с формой подвергли Маргариту остракизму.
"Позор" или слава столетней давности
Когда Маргарита рассказывала о своих злоключениях с "диагоналями", в памяти всплыла фраза архитектора Александра Ванага, напечатанная в рижской газете начала XX века, которой он охарактеризовал один из самых красивых, запоминающихся и дорогих домов Эйзенштейна по улице Элизабетес, 33. Ванаг написал примерно следующее: "Это здание позорит город. Жаль стройматериалов и потраченного времени рабочих на эту безвкусицу".
Ванаг был профессиональным архитектором, дома его авторства можно посмотреть на странице Музея югендстиля.
Михаил Эйзенштейн архитектурного образования не имел, но был талантливым рисовальщиком. Он получил специальность строительного инженера в Петербурге, а в Риге отвечал за пути сообщения в Лифляндской губернии. Свои дома он проектировал в свободное время, как говорили завистники "от нечего делать".
Тем не менее, квартиры в его домах стоили гораздо дороже аналогичного жилья, в зданиях профессиональных архитекторов. Да и сейчас именно постройки Эйзенштейна, а не Ванага — визитная карточка латвийской столицы.
Высокой оценкой работы Михаила Эйзенштейна можно считать пожалованный чин действительного статского советника (равный генеральскому), а потом — пожизненное дворянство. Зато у Ванага был профессиональный диплом, а его резкие слова о творчестве Эйзенштейна до сих пор любят повторять такие же дипломированные "специалисты".
Сложно сказать, что двигало Ванагом, банальная зависть или слепая любовь к национальному романтизму. Но его ядовитая стрела попала в цель. Самой болезненной реакцией на слова Ванага для Михаила стала записка сына. Прочитав эту рецензию, он отправил отцу письмо, в котором писал: "Отец, что ты там опять настроил? Перестань меня позорить!"
Вскоре родственников развела революция, и больше они никогда не общались. Отец новую российскую власть не принял и уехал в Германию, а сын, наоборот, стал любимым режиссером Сталина. О родителе отзывался насмешливо, саркастично. Но в его фильмах отчетливо видно культурное наследие отца.