РИГА, 29 авг — Sputnik, Людмила Прибыльская. На состоявшемся вчера в Риге узбекско-латвийском бизнес-форуме министр внешней торговли Эльёр Ганиев не стал вдаваться в восточную дипломатию, а прямо сказал местным предпринимателям: рынок Латвии слишком мал, чтобы возлагать на него какие-то надежды.
"Производимую в Узбекистане продукцию вы беспошлинно сможете предлагать 300 миллионам потребителей", — обрисовал инвестиционное будущее министр.
Эльёр Маджидович Ганиев — аксакал в политике и может себе позволить говорить прямо. Тем более что президент страны Шавкат Мирзиёев направил правительственную делегацию в Ригу с целью привезти конкретные результаты, для чего и был устроен бизнес-форум до заседания межправительственной комиссии, намеченного на 30 августа.
В состав миссии Узбекистана входят руководители ведомств и государственных холдингов, выпускающих экспортную продукцию — от традиционной плодоовощной до электротехнической и фармацевтической. Они не только показали разноплановость современной экономики республики, но и сформулировали конкретные запросы.
Латвия как посредник
Узбекистан является крупнейшим производителем качественных и экологически чистых овощей и фруктов. О масштабах отрасли Ганиев упомянул косвенно: пригласил латвийцев на ярмарку плодоовощной продукции в Ташкенте 6-8 сентября, с участием тысячи местных компаний.
"Будут целая вселенная фруктов, яркие краски, прекрасные вкусовые ощущения, которыми мы предлагаем насладиться гостям и потенциальным партнерам, — рассказал министр. — Мы поставляем продукцию в Россию, Казахстан. В Европу объемы поставок пока скромные. Мы продолжим работу по созданию транспортно-логистических хабов в Латвии — три компании у нас уже есть, и мы надеемся на расширение сотрудничества в этой сфере. Это как раз то, что мы можем и должны сделать вместе, учитывая огромный транзитный потенциал Латвии. Я бы хотел, чтобы латвийские предприниматели взяли на себя функцию посредника между Узбекистаном и ЕС, это может быть новой точкой роста для бизнеса. Вы в Европе, вам легче договориться с Германией, Польшей, Финляндией, у вас есть связи и опыт".
И сальдо взаимной торговли пока в пользу Латвии.
"Мы относимся к этому позитивно, с пониманием, — миролюбиво отметил Ганиев. — Потенциал взаимной торговли находится на начальном уровне, мы заинтересованы в расширении связей с ЕС и Скандинавией. Я готов предложить латвийским партнерам широкий спектр конкурентоспособной продукции, выпускаемой совместно с США, Японией, Кореей. Производственная кооперация и локализация — основные направления нашего сотрудничества с международным бизнесом".
Латвия как партнер
Во многих выступлениях узбекских официальных лиц на форуме прозвучал призыв инвестировать в совместные предприятия в Узбекистане или создавать свои. Один из позитивных примеров — сотрудничество в сфере экологии с кластером Cleantech Latvia. Так, одно из предприятий кластера Karme Filtrs успешно протестировало в Центральной Азии компактные станции водоподготовки, позволяющие обеспечить население и сельское хозяйство качественной питьевой водой в необходимом количестве без затрат на инфраструктуру. Источником для нее могут быть как арыки, так и подземные пласты — первые очищают с помощью мембранных технологий, вторые опресняют.
Руководителю правительственной делегации тоже импонирует такой подход: Ганиев сделал акцент на том, что Узбекистан весьма заинтересован в развитии экотехнологий, энергосбережения и рациональном использовании ресурсов. А выгодность производства именно в своей стране он проиллюстрировал только одной цифрой: тысяча кубометров природного газа для потребителей стоит 65 долларов.
Успех бизнеса определяют потребители
Секрет экономического роста — не супербренды и не суперденьги, а потребители, которые каждый день делают покупки. Население Узбекистана приближается к 33 миллионам человек, что арифметически в 15 раз больше, чем в Латвии.
"Многие латвийские компании понимают, что их точка роста находится не здесь — рынок маленький, конкуренция жесткая. Надо искать новые рынки, и рынок Центральной Азии, Узбекистана (самой густонаселенной страны региона), как раз очень перспективен. Это большой рынок, на котором нужно практически все, — рассуждает Эльёр Ганиев. — Мы готовы создать самые благоприятные условия для наших латвийских партнеров — может быть, более благоприятные, чем существуют в Латвии, дать таким отраслям, как текстильная, вторую жизнь. Рынок Узбекистана самодостаточен, все, кто занимается бизнесом, это прекрасно знают. Эффективность резко возрастает с ростом числа потребителей. А наш рынок сегодня очень емкий. Можно возить из Латвии в Узбекистан мясо-молочную продукцию, но лучше открывать производство на месте".
Ганиев рассказал в Риге о новом курсе президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева: либерализации банковского и валютного законодательства, создании благоприятных условий для предпринимательства и инвестиций. Налоговые правила Узбекистана действительно впечатляют: 5% налога на малые предприятия, 7,5% — корпоративный налог.
"Сегодня открыть бизнес в Узбекистане очень легко, — сообщил Ганиев. — Буквально на днях принят закон о создании института бизнес-омбудсмена, который будет защищать предпринимателей. Приняты также документы по госзакупкам, развитию частно-государственного партнерства".
По прогнозам международных финансовых институтов, темпы роста Узбекистана сохранятся на уровне 6-8%, а к 2030 году страна удвоит свой ВВП. Сегодня есть прекрасная возможность, чтобы латвийские компании приняли в этом участие.