Сегодня очередная годовщина пакта Молотова–Риббентропа. Этот документ был подписан советской стороной в условиях, как уже год в Европе шла война.
Да, я не оговорился. Вторая мировая началась в 1938 году, а не в 1939-м, как нас пытаются убедить. Началась она в октябре 1938 года, после раздела Чехословакии, в том числе после оккупации Польшей Тешинской области Чехословакии.
"Ввод польских войск в Чехию и подписание пакта Молотова–Риббентропа разделены почти годом во времени, и почему нельзя считать, что Польша открыла ящик Пандоры, показав всем, что можно претендовать на территории, которые считаешь своими? Правильнее октябрь 1938-го считать началом 2-й мировой", — недавно написал в своем аккаунте в Facebook белорусский политолог Юрий Волчёк.
В ситуации уже начавшейся после раздела Чехословакии войны, осознав нежелание Парижа и Лондона воевать, Москва решила сделать всё, чтобы вступить в войну не в одиночку, а вместе с Британией и Францией. Не позволив Парижу и Лондону отсидеться, как это было в случае с Чехословакией. Именно поэтому Москва и заключила с Берлином пакт о ненападении.
"С момента прихода нацистов к власти в Германии Москва последовательно выступала против победившего в Берлине режима. Первое столкновение СССР с Германией произошло в Испании. Пакт Молотова–Риббентропа — это было тяжелейшее, обусловленное Мюнхеном, позициями Франции и Великобритании временное отступление СССР от борьбы с нацистами. Несмотря на пакт, СССР продолжал готовиться к неизбежной войне с фашизмом. В итоге именно наша страна ценой миллионов жизней, вместе с союзниками, США и Великобританией, сокрушила фашистскую Германию", — так охарактеризовал пакт Молотова-Риббентропа политолог Игорь Юргенс в интервью еженедельнику "Российские вести".
А теперь посмотрим, как Франция и Британия выполнили свои союзнические обязательства в отношении Польши. Они разве начали военные действия, когда Германия напала на Польшу? Нет. Они выжидали так же, как выжидала Москва. Дождались до того, как Германия начала наступление на Францию.
Кстати, пытались лавировать и балтийские государства, в частности Латвия и Эстония, заключив соответствующие соглашения с Германией летом 1939 года.
Тем временем СССР продолжал готовиться к неизбежному вступлению в войну с Германией. Проводилось форсированное перевооружение армии, готовилась эшелонированная оборона страны, в частности началось строительство ржевско-вяземского оборонительного рубежа. Граница была отодвинута на запад. Все эти меры позволили выдержать в 1941 году удар германской армии.
Да, лавирование европейских государств в 1938-1939 годах, не сумевших объединиться ради предотвращения общей угрозы — Германии — прискорбно. Но из этого надо делать выводы. А именно сейчас необходимо объединение усилий России, США и ЕС по борьбе с новым всемирным злом — запрещенной в России террористической группировкой ИГ. Чтобы не позволить ей окрепнуть, как это произошло с нацистской Германией.