Почему дорожает OCTA и как с этим бороться

CC0 / pixabay / Автострахование
Автострахование - Sputnik Латвия
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Обязательное страхование ответственности владельцев автомобиля еще летом подорожало на 120%. И ожидается очередной рост

РИГА, 23 авг — Sputnik, Евгений Лешковский. В пятницу, 25 августа, в 19:00 перед кабинетом министров состоится митинг против чрезмерных аппетитов страховщиков — резкого и необоснованного подорожания полиса OCTA.

Организует митинг известный латвийский активист-общественник, в прошлом депутат городской думы Стопини Юрий Васильев. Рижский муниципалитет акцию согласовал, а в канцелярии думы, где Юрий подавал заявку, ему от всего сердца пожелали удачи — ведь и там работают люди, у которых есть автомобили. В этот же день в то же самое время аналогичный митинг состоится и в Даугавпилсе.

Сколько точно человек придет на митинги в этих городах, неизвестно, хотя можно предположить — много. Вы не найдете в Латвии ни одного водителя, который промолчал, узнав о новой стоимости полиса обязательного страхования автомобиля, а количество просмотров видеообращений Юрия в социальных сетях достигает четверти миллиона.

Перед акцией Юрий Васильев рассказал Sputnik Латвия, что его подтолкнуло поднять волну протеста.

Водитель, хватит молча терпеть

"Сейчас полис OCTA подорожал более чем вдвое. Почему? Страховщики не отвечают на вопросы — сколько бы мы их ни задавали. И я уверен, если мы сейчас поленимся и не выйдем на митинг, промолчим и стерпим, то вскоре цены еще поднимутся. Об этом уже ходят слухи, и, убежден, эта информация витает в воздухе вовсе не случайно. Хотя уже и того, что сейчас творится, достаточно, чтобы водители не сидели сложа руки", — говорит Юрий Васильев.

© Sputnik / Евгений ЛешковскийОрганизатор митинга и сбора подписей Юрий Васильев
Организатор митинга и сбора подписей Юрий Васильев - Sputnik Латвия
Организатор митинга и сбора подписей Юрий Васильев

Все началось с того, что он в конце июля решил традиционно оформить ОСТА на год, зашел на сайт страховой компании, стал заполнять анкету, вбил номер машины и техпаспорта — и увидел, что цена составляет почти 200 евро, хотя еще в 2016-м было в два с лишним раза меньше. Цифра была похожей и в других страховых компаниях, а в некоторых даже выше.

Отметим, у Юрия водительский стаж 20 лет, за все годы по его вине случилась только одна небольшая авария (без жертв и серьезных ремонтов транспорта) — bonus malus на уровне 16-13.

Снятие наличных в банкомате - Sputnik Латвия
Банки повышают цены на услуги: некоторые подорожали в несколько раз
Цена на обязательную страховку меняется в зависимости от стажа водителя, возраста его машины, числа аварий и степени их тяжести. В итоге при новых ценах у молодого водителя с неплохой машиной и несколькими авариями (пусть даже совершенно несущественными и произошедшими не по его вине) обязательная страховка может составить 700-800 евро, а для таксиста — под 1400. Водители говорят, что в Латвии теперь страховка почти такая же, как в Англии. Правда, здесь зарплаты, мягко говоря, не такие, как в Туманном Альбионе.

Порочная математика

"С обязательным страхованием в Латвии какой-то беспредел творится. В 2015 году я платил за свою машину 60 евро за год. В 2016-м полис вдруг подорожал до 90. А теперь — 200. Почему? Водители спрашивают у страховщиков и слышат общие фразы вроде "так ведь все в стране дорожает". Да, некоторые говорят, что страховщики несут убытки — они увеличились примерно на 5-10% по сравнению с прошлым годом. Но при этом цены на страховку "убыточные" компании подняли не на 5-10%, а вдвое и даже больше. Где логика и справедливость?" — задает риторический вопрос Васильев.

Sputnik попытался получить комментарии у страховщиков, но те молчали, как партизаны на допросе. Пообщаться согласилась лишь Агнешка Жебровска — директор стратегического департамента по маркетингу и обслуживанию клиентов компании Balta.

Пенсионеры, деньги - Sputnik Латвия
Кому и сколько нужно платить подоходного налога
"Такая тенденция по всей Европе — цены на обязательную страховку растут, поскольку на дорогах случается больше тяжелых аварий. В Латвии тоже именно таких аварий становится больше, а страховые компании обязаны возмещать ущерб. Исходя из этого растут наши расходы, и в итоге повышается цена на полис ОСТА. Но повысятся ли в ближайшее время еще цены на обязательную страховку, я пока сказать не могу", — сказала Жебровска.

Даешь цены 2015 года

Юрий Васильев требует вернуть цены на страховку на уровень 2015 года. А также он выступает за то, чтобы государство контролировало цены на полис ОСТА, ведь это обязательная страховка, и отказаться от нее, выбрав "другую услугу", невозможно.

Организатор специально выбрал для митинга время 19:00 — после работы. Ему говорят: так ведь в это время уже никого в кабинете министров не будет. А зачем министры на митинге? Во-первых, они к протестующим крайне редко выходят даже в рабочее время — боятся. Во-вторых, журналисты все равно соберутся, у участников будут и фотокамеры, и видео. Поэтому все и так в СМИ и соцсетях "засветится".

Евро - Sputnik Латвия
Общие налоговые долги в Латвии составили 1,4 млрд евро
На митинге люди выскажутся по поводу необоснованной цены за ОСТА, потом, в понедельник, Юрий Васильев передаст юридически грамотно оформленную петицию "от народа" в кабинет министров, Сейм и Совет по конкуренции. Инстанции обязаны ему ответить. И когда все ответы представителей власти Юрий Васильев получит, они тут же появятся в СМИ и соцсетях: люди узнают имена и фамилии министров и депутатов — кто как выступил. А впереди ведь выборы в Сейм.

Как нас обманывают

"Да, и еще. Мою инициативу провести 25-го митинг связывают с петицией и сбором подписей на сайте manabalss.lv. Я уже выступил по этому поводу в СМИ, но скажу еще раз: я тот сбор подписей, инициированный неким Райвисом Наглисом, не поддерживаю", — подчеркивает Юрий Васильев.

По его мнению, эта петиция составлена исключительно грамотным человеком и в ней полно подводных камней.

Автомобиль - Sputnik Латвия
Страховщики подсчитали, как часто водитель попадает в аварию
"В самом тексте сказано: "нужно ограничить верхний потолок страховки, чтобы защититься от дальнейшего повышения цены ОСТА", — отмечает Васильев, рекомендуя открыть присоединенный PDF-документ. Тогда, по его словам, становится ясно, что петиция может быть составлена самими страховщиками, поскольку, если инициативу примут, цена на полис ОСТА поднимется не вдвое, а втрое и даже больше.

"Инициаторы того сбора подписей предлагают еще сильнее, чем теперь, привязать цену за ОСТА к рыночной стоимости автомобиля. А это полная чушь, так как ремонтировать по страховке OCTA будут не вашу машину, а автомобиль другого человека — пострадавшего! И если у вас невысокий bonus malus и новая машина из автосалона, которая стоит, скажем, 30 тысяч евро, то в первый год за ОСТА вы заплатите минимум 900 евро. Хотя это, возможно, далеко не предел", — считает активист. 

Лента новостей
0